Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 04.05.2001 N 241/1 Ни Конституция РФ, ни бюджетное, ни гражданское законодательство не лишают юридическое лицо права на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов. Именно бездействие ответчиков привело к тому, что акционерное общество понесло убытки на сумму уплаченных им из собственной прибыли взносов во внебюджетные фонды по чернобыльским отпускам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 4 мая 2001 г. Дело N 241/1“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Управления федерального казначейства МФ РФ по Тульской области на постановление апелляционной инстанции от 27.02.2001 Арбитражного суда Тульской области по делу N 241/1,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Тулателеком“ обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к УФК МФ РФ по Тульской области о возмещении убытков, выразившихся в отчислениях в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения РФ с сумм оплаты дополнительных отпусков, предусмотренных Законом N 1244-1 ФЗ “О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ в размере 1081,54 руб.

Решением Арбитражного суда от 13.12.2000 в иске к Министерству финансов и Управлению федерального казначейства МФ РФ по Тульской области отказано полностью.

Постановлением апелляционной инстанции от 27.02.2001 решение суда от 13.12.2000 было отменено и принято новое решение, согласно которому с Управления федерального казначейства МФ РФ по Тульской области в пользу ОАО “Тулателеком“ взыскано 1081,54 руб. в возмещение убытков и 133,49 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины. В иске к Минфину отказано.

В кассационной жалобе Управление федерального казначейства МФ РФ по Тульской области просит отменить постановление апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционной инстанции.

Как видно из материалов дела, в соответствии с Законом РФ N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (далее Закон N 1241-1) ОАО “Тулателеком“ предоставляет ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска для работников акционерного общества. При предоставлении отпусков, ОАО “Тулателеком“ произвело отчисления взносов в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения РФ с сумм оплаты дополнительных отпусков в размере 1081,54 руб.

При принятии постановления апелляционная инстанция правомерно исходила из следующего.

Право организаций на возмещение расходов, связанных с реализацией Закона N 1244-1 предусмотрено двумя правовыми актами: Законом РФ N 1244-1 и Постановлением Правительства РФ от 24.04.96 N 506 “О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (далее - Постановление N 506).

Вышеуказанное Постановление Правительства РФ было
принято на основании статьи 5 Закона N 1244-1, установившей, что финансирование расходов, связанных с реализацией этого закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. При этом законодатель не установил исчерпывающий перечень расходов, которые подлежат возмещению, следовательно, должны возмещаться все расходы, связанные с реализацией закона.

Частью второй комментируемой статьи предусмотрено, что порядок компенсации организациям расходов, связанных с реализацией закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение Закона Правительство РФ издало Постановление N 506, пункт второй которого обязывает Минфин РФ при разработке проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривать ассигнования на финансирование расходов, связанных с реализацией Закона N 1244-1. При этом, как и законодатель, Правительство никак не ограничило Министерство финансов в видах расходов на реализацию вышеназванного закона. Пунктом 2 утвержденного этим же Постановлением Порядка финансирования расходов, связанных с реализацией Закона N 1244-1 установлено, что Главное управление Федерального казначейства Минфина РФ производит ежемесячно авансовые перечисления средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с предоставлением предусмотренных законом льгот и компенсаций в распоряжение органов федерального казначейства в субъектах РФ. Средства на следующий месяц перечисляются в размере фактических выплат, произведенных за предыдущий месяц с последующим уточнением, т.е. Правительство предусмотрело финансирование фактических расходов, связанных с реализацией Чернобыльского закона, никак не ограничивая их перечень и размер.

Таким образом, вышеперечисленные правовые акты установили право истца на возмещение за счет средств федерального бюджета понесенных им расходов, связанных с реализацией Закона N 1244-1; размер расходов - фактически понесенные расходы; порядок возмещения - авансирование исходя из фактических выплат за предыдущий месяц с последующим уточнением; орган, производящий возмещение понесенных предприятиями расходов за счет средств федерального
бюджета - органы Федерального казначейства Минфина РФ.

Понесенные истцом убытки являются следствием незаконного бездействия ответчиков.

Минфин РФ вопреки п. 2 Постановления Правительства N 506 от 24.04.96, не предусматривал в проектах соответствующих федеральных бюджетов средства на расходы коммерческих организаций по уплате взносов во внебюджетные фонды с сумм чернобыльских отпусков.

Бездействие Управления Федерального казначейства по Тульской области выразилось в том, что, возмещая истцу расходы, связанные с получением его работниками сумм чернобыльских отпусков, Управление отказалось возмещать расходы истца, связанные с выплатой взносов на вышеуказанные отпуска во внебюджетные фонды. Вопреки установленному Постановлением Правительства N 506 Порядку, Управление не произвело истцу возмещение понесенных последним расходов, связанных с реализацией Закона N 1244-1, не направило в Главное управление федерального казначейства сведения о необходимости корректировки фактического размера подлежащих возмещению расходов.

Ссылка ответчика на п. 3 Постановления Правительства РФ N 546 от 07.05.97 “О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации“, ст. 12 Закона РФ N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, ст. 28 Закона N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации“, как на правовые акты, устанавливающие, что по уплаченным организациями взносам во внебюджетные фонды не производятся компенсационные выплаты из средств федерального бюджета, является необоснованной. Вышеперечисленные правовые акты являются специальными нормами права, посвященными обязанности истца уплатить с сумм чернобыльских отпусков взносы во внебюджетные фонды.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного
незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Таким образом, ни Конституция РФ, ни бюджетное, ни гражданское законодательство не лишают юридическое лицо права на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов. Именно бездействие ответчиков привело к тому, что акционерное общество “Тулателеком“ понесло убытки на сумму уплаченных им из собственной прибыли взносов во внебюджетные фонды по чернобыльским отпускам.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тульской области от 27.02.2001 по делу N 241/1 оставить без изменений, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.