Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 26.04.2001 N А48-3568/00-8к Поскольку истец, осуществляя розничную торговлю в магазине, являлся плательщиком единого налога на вмененный доход, и учитывая, что с плательщиков единого налога на вмененный доход не взимается налог с продаж, суд обоснованно не удовлетворил требования налогового органа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 26 апреля 2001 г. Дело N А48-3568/00-8к“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу инспекции МНС РФ по Заводскому району г. Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 24.01.2001 по делу N А48-3568/00-8к,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Пресняков В.И. обратился в Арбитражный суд Орловской области с иском к инспекции МНС РФ по Заводскому району г. Орла о признании недействительным ее решения от 29.11.2000 N 887.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 24.01.2001 исковые требования удовлетворены.

Апелляционная жалоба не подавалась.

Заявитель кассационной жалобы просит отменить решение от 24.01.2001 в связи
с тем, что арбитражным судом неправильно применены нормы материального права.

Проверив материалы дела, заслушав представителей истца, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как видно из материалов дела, индивидуальный предприниматель Пресняков В.И. являлся плательщиком единого налога на вмененный доход за период с 01.11.99 по 31.12.2000 на основании п. п. “е“ п. 1 ст. 3 Закона Орловской области от 14.05.99 N 102-03 “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“, предусматривающего, что плательщиками единого налога признаются предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через магазины с численностью работающих до 30 человек, а также организации и предприниматели, осуществляющие розничную торговлю через палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе, не имеющие стационарный торговой площади, что подтверждается выданными налоговым органом свидетельствами об уплате единого налога за указанный период.

Из акта налоговой проверки следует, что после внесения изменений и дополнений в Закон Орловской области “О едином налоге на вмененный доход, для определенных видов деятельности“ (в редакции от 27.07.99 N 117-03) с 01.08.99 из плательщиков единого налога исключены предприниматели в части осуществления розничной торговли через магазины, оптовые и оптово - розничные склады (п. п. “е“ п. 3 ст. 3 регионального Закона).

Индивидуальный предприниматель Пресняков В.И. осуществлял розничную торговлю по ул. Космонавтов, 3 на площади, арендованной у ОАО “Звездный“, в нежилом помещении, не имеющим статуса магазина, о чем свидетельствуют справки из управления торговли от 15.11.99 и 27.12.99. Так как розничная торговля по указанной торговой точке осуществлялась на площадях, арендованных не в магазине, истцу были выданы свидетельства
об уплате налога с 01.11.99 по 31.12.99 и 1-4 кв. 2000 г.

В ходе налоговой проверки на запрос инспекции был получен ответ управления торговли и потребительских ресурсов администрации Орловской области от 11.08.2000 том, что по результатам аттестации торговому объекту по ул. Космонавтов, 3 присвоен статус магазина. Принимая это во внимание, инспекция посчитала, что в соответствии с п. п. “е“ п. 3 ст. 3 регионального Закона предприниматель Пресняков В.И. с 01.11.99 не может быть признан плательщиком единого налога на вмененный доход, в связи, с чем должен был согласно ст. ст. 2, 5, 6 Закона Орловской области от 06.07.98 N 76-03 “О налоге с продаж“ исчислять и уплачивать налог с продаж со стоимости товаров, реализуемых в розницу в магазине по адресу: ул. Космонавтов, 3.

Решением налогового органа от 29.11.2000 N 887 предпринимателю Преснякову В.И. предложено перечислить за период с ноября 1999 г. по июнь 2000 г. начисленный налог с продаж в сумме 282219 руб., пени за несвоевременную уплату налога с продаж - 62589 руб. 76 коп., штрафные санкции по п. п. 1, 2 ст. 119 НК РФ - 133483 руб. 60 коп., п. 1 ст. 122 НК РФ - 56443 руб. 80 коп.

Отказывая в иске суд, мотивировал следующим.

В соответствии с п. п. 7 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ плательщиками единого налога являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в определенных сферах, в частности, в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки,
торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

Применительно к указанной статье Федерального закона истец осуществлял розничную торговлю в арендуемом помещении магазина, из чего следует, что он являлся плательщиком единого налога на вмененный доход.

Пунктом 1 статьи 1 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации своими нормативными правовыми актами определяют сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного статьей 3 этого Закона.

Законодательный орган Орловской области в нарушение указанной нормы права вышел за пределы предоставленных ему полномочий и Законом Орловской области “О внесении изменений в Закон Орловской области от 14.05.99 N 102-03 “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ N 117-03 от 27.07.99 ограничил перечень, предусмотренный статьей 3 Федерального закона Российской Федерации N 148-ФЗ от 31.07.98, путем иного его изложения, не предусматривающего торговли через магазины с численностью работающих до 30 человек, и устанавливающего то, что предприниматели, осуществляющие розничную торговлю через магазины, арендуемые площади в магазинах, не являются плательщиками единого налога на вмененный доход (подпункт “е“ пункта 3 статьи Закона Орловской области в новом изложении).

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении регионального налога, каковым является единый налог на вмененный доход, органами субъектов Российской федерации определяются только налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по налогу, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При таких обстоятельствах суд сделал вывод, что Закон Орловской области в части, касающейся исключения истца из перечня налогоплательщиков единого налога на вмененный доход, противоречит Федеральному закону, в связи, с
чем решение должно быть принято в силу статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса РФ в соответствии с Федеральным законом.

Помимо этого суд указал, что ответчик, отдавая преимущество Закону Орловской области, не учел, что в случае коллизии Законов, действует Закон, имеющий большую юридическую силу, в данном случае Федеральный закон, в том числе Налоговый кодекс РФ.

Заявитель кассационной жалобы, ссылается на то, что п. 1 абз. 2 ст. 1 Федерального закона представляет органам государственной власти субъектов РФ право определять виды деятельности в пределах перечня сфер, установленных федеральным законодательством, п. 5 абз. 2 ст. 1 Федерального закона позволяет представительным органом власти субъектов РФ определять иные особенности взимания единого налога, поэтому Законом Орловской области может быть установлена более узкая сфера деятельности в отношении предпринимателей, уплачивающих единый налог.

Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого по делу решения и отклоняет довод заявителя кассационной жалобы, принимая во внимание следующее.

Федеральный закон РФ от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ является актом законодательства о налогах и сборах, принятым до введения в действие части первой Налогового кодекса РФ.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой НК РФ“ Федеральные законы, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствии с частью первой Кодекса.

Пунктом 3 ст. 12 НК РФ распределены полномочия федерального и регионального законодателей по вопросам, связанным с установлением региональных налогов и сборов. Предусмотрено, что при
установлении регионального закона законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом.

Из изложенного следует, что положения Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ, предоставившие органам государственной власти субъектов РФ определять сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного ст. 3 настоящего Федерального закона; иные особенности взимания единого налога противоречат нормативным положениям п. 3 ст. 12 НК РФ, в связи, с чем не могут применяться судами в правоприменительной практике.

Поскольку спорные правоотношения возникли в 1999-2000 г. г., когда действовала ч. 1 НК РФ, Арбитражный суд Орловской области на законных основаниях применил по делу п. п. 7 п. 1 ст. 3 Федерального закона, признав, что истец, осуществляя розничную торговлю в магазине с численностью работающих - 1 человек, являлся плательщиком единого налога на вмененный доход и учитывая, что на основании ст. 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ с плательщиков единого налога на вмененный доход не взимается налог с продаж, обоснованно не удовлетворил требования налогового органа.

Исходя из изложенного, довод заявителя кассационной жалобы отклоняется.

Учитывая указанное, руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 АПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 24.01.2001 по делу N А48-3568/00-8к оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.