Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 26.04.2001 N А09-8748/00-25 У индивидуальных предпринимателей, приобретающих автотранспортные средства в коммерческих целях для осуществления транспортных услуг по перевозке пассажиров в режиме маршрутных такси, возникает обязанность по уплате налога на приобретение автотранспортных средств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 26 апреля 2001 г. Дело N А09-8748/00-25“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ефимова Д.М. на Решение Арбитражного суда Брянской области от 06.02.2001 по делу N А09-8748/00-25,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция МНС РФ по Советскому району г. Брянска обратилась в Арбитражный суд Брянской области с иском к индивидуальному предпринимателю Ефимову Д.М. о взыскании налога на приобретение автотранспортных средств в сумме 19167 руб. и пени в сумме 9397 руб.

Решением суда от 09.02.2001 иск удовлетворен.

Апелляционной инстанцией законность решения не проверялась.

В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Ефимов Д.М. просит
отменить решение суда и принять новое решение. По мнению заявителя жалобы, он относится к категории субъектов, освобожденных от уплаты налога на приобретение транспортных средств.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, Госналогинспекцией по Советскому району г. Брянска была проведена выездная проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах в отношении частного предпринимателя Ефимова Д.М. по налогу на приобретение автотранспортных средств. По результатам проверки был составлен акт N 1647 от 18.10.2000, вынесено решение N 1647 от 02.11.2000 о доначислении налога на приобретение автотранспортных средств в сумме 19167 руб. и взыскании пени в сумме 9397 руб. По мнению налогового органа, предприниматель Ефимов Д.М. является плательщиком этого налога, т.к. им приобреталось автотранспортное средство, которое использовалось для перевозки пассажиров в режиме “Маршрутное такси“.

Решением N 1647 от 02.11.2000, в соответствии со ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации, было отказано в привлечении предпринимателя Ефимова Д.М. к ответственности за вышеуказанные нарушения налогового законодательства в связи с прекращением уголовного дела на основании п. 4 ст. 5 УПК РСФСР вследствие акта амнистии.

При принятии решения суд правомерно исходил из следующего.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона РФ N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают предприятия, ... предприниматели, приобретающие транспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд. Порядок исчисления и уплаты налога на приобретение автотранспортных средств установлен указанным Законом. В качестве плательщиков данного вида налога указаны предприятия, учреждения, организации и предприниматели, приобретающие транспортные средства. Таким образом,
индивидуальные предприниматели являются плательщиками указанного налога. Льготы по уплате налога на приобретение автотранспортных средств установлены в п. 4 ст. 7 Закона РФ N 1739-1. От уплаты налога освобождаются в том числе предприятия автотранспорта общего пользования по автотранспортным средствам, осуществляющие перевозки пассажиров (кроме такси). Кроме того, полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, учреждений от уплаты налога или понижение размера осуществляется законами субъектов Российской Федерации (п. 5 указанной статьи).

Таким образом, Закон “О дорожных фондах в Российской Федерации“ разделяет понятия “предприятие“, “учреждение“, “организация“ и “предприниматель“ и не представляет последнему льготу по уплате налога на приобретение автотранспортных средств по автотранспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров.

В течение 1995 - 2000 гг. действовала Инструкция ГНС РФ “О порядке исчисления и уплаты налогов в дорожные фонды“ от 15.05.95 N 30. Действовавшая редакция данной инструкции в п. 53.4 предусматривала льготу, установленную п. 5 ст. 7 Закона “О дорожных фондах в Российской Федерации“. Причем инструкция расширяла положения Закона и к категории плательщиков, обладающих правом на льготу, относила организации и предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме такси), на условиях, изложенных в п. п. 36.7 и 36.8 инструкции.

Таким образом, инструкция ГНС предоставляла льготу по уплате налога помимо предприятий (организаций) и предпринимателям, что противоречит положениям п. п. 4 и 5 ст. 7 Закона “О дорожных фондах в Российской Федерации“.

С 01.01.99 введена в действие часть первая Налогового кодекса Российской Федерации. Статья 56 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает порядок установления и использования льгот по налогам и сборам. В соответствии с положениями данной статьи льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о
налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Следовательно, налоговые льготы могут быть установлены Налоговым кодексом, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, которые являются законодательством о налогах и сборах (п. п. 1, 4, 5 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации). Инструкции МНС РФ по налогам и сборам не относятся к актам законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, льгота по уплате налога на приобретение автотранспортных средств для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров, была предоставлена инструкцией ГНС в нарушение положений ст. 56 Налогового кодекса РФ, п. п. 1, 4, 5 ст. 7 Закона РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ “О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ“ федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса РФ, и подлежат приведению в соответствии с частью первой Кодекса.

Таким образом, положения п. 53.4 Инструкции ГНС “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды“ в части распространения льгот по уплате налога на приобретение автотранспортных средств на индивидуальных предпринимателей не подлежит применению.

Кроме того, согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Льгота как элемент налога также должна быть экономически обоснована.

04.04.2000 была принята новая Инструкция МНС РФ N 59 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды“, в которой
льгота по уплате налога предоставляется только организациям (п. 80.4 инструкции).

Следовательно, у индивидуальных предпринимателей, приобретающих автотранспортные средства в коммерческих целях для осуществления транспортных услуг по перевозке пассажиров в режиме маршрутных такси, возникает обязанность по уплате налога на приобретение автотранспортных средств.

Кроме того, даже положения п. 53 Инструкции N 30, предоставляющие льготу по уплате налога предприятиям автотранспорта общего пользования, не представляют льготу использующим автотранспорт в режиме такси, в том числе маршрутного.

Статья 790 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет порядок взимания с пассажира провозной платы при перевозке транспортом общего пользования. В качестве основного правила предусмотрено, что провозная плата, взимаемая с пассажира, устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

На основании ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Необходимыми условиями отнесения предприятия, осуществляющего перевозки пассажиров, к предприятиям автотранспорта общего пользования также являются:

- работа на маршрутах, утвержденных органами исполнительной власти в соответствии с действующим порядком и на основании заключенных с ними договоров;

- осуществление деятельности в соответствии с “Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте“, утвержденными Минавтотрансом РСФСР 31.12.81 N 200;

- перевозка всех видов категорий пассажиров, включая “льготных“, в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, предприятия автотранспорта общего пользования имеют дотационный характер работы в связи с перевозкой пассажиров по социально ориентированным тарифам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, именно поэтому рядом законодательных актов по налогообложению
таким предприятиям предусмотрены льготы. Перевозка пассажиров ЧП Ефимовым Д.М. осуществляется не по социально обоснованным тарифам, утвержденным администрацией г. Брянска. Льготы же установлены только для участников и инвалидов ВОВ.

Работа маршрутного такси ЧП Ефимова Д.М. строится на принципах самоокупаемости, ни законами Брянской области об областном бюджете на текущий финансовый год, ни нормативными актами органов местного самоуправления дотации маршрутным такси не предусматриваются.

Таким образом, налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров городским (пригородным) транспортом общего пользования (в том числе автобусами, работающими в режиме “маршрутное такси“) и не выполнявшие в полном объеме перечисленные выше условия проезда и перевозки, являются плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств по соответствующим автотранспортным средствам, которыми осуществлялось названное транспортное обслуживание населения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 09.02.2001 по делу N А09-8748/00-25 оставить без изменений, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.