Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.10.2004 N А26-3061/04-29 Удовлетворяя требование ОАО о признании недействительным решения ИМНС в части доначисления НДС, суд отклонил довод инспекции о неправомерном применении обществом налоговых вычетов по спорному налогу в связи с ненадлежащим оформлением счетов-фактур продавцом приобретенных обществом товаров, поскольку НК РФ не содержит запрета на представление налогоплательщиком в налоговый орган не исправленных, а переоформленных продавцом счетов-фактур, заверенных в установленном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2004 года Дело N А26-3061/04-29“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Корпусовой О.А., Хохлова Д.В., при участии от открытого акционерного общества “Славмо“ Мартыновой О.В. (доверенность от 25.02.03 N 10), рассмотрев 12.10.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.06.04 по делу N А26-3061/04-29 (судья Курчакова В.М.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Славмо“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным пункта решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
по городу Петрозаводску (далее - инспекция) от 24.02.04 N 4.4-14/111 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 76849 руб.

Решением арбитражного суда от 15.06.04 заявление общества удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция, указывая на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, счета-фактуры общества обоснованно не приняты, поскольку не соответствуют требованиям пункта 29 Правил ведения журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила).

Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом декларации по НДС за сентябрь 2003 года, по результатам которой составила акт от 19.01.04 N 4.4-13/29 и приняла решение от 24.02.04 N 4.4-14/111 о привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату НДС, а также о начислении налогоплательщику 76849 руб. этого налога.

Основанием для принятия решения послужил отказ в праве на вычет НДС, поскольку счета-фактуры составлены с нарушением порядка, предусмотренного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ (не указан номер платежно-расчетного документа). Исправленные счета-фактуры инспекцией не приняты
в связи с нарушением пункта 29 Правил ведения журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914.

Общество не согласилось с решением инспекции и обжаловало его в арбитражном суде. В обоснование ссылается на представление с возражениями (до вынесения решения) исправленных счетов-фактур, платежных и иных документов, подтверждающих уплату НДС поставщикам.

Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при
ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, налогоплательщик вправе предъявить к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении товаров.

Причем законодательством о налоге на добавленную стоимость установлены требования к порядку оформления счетов-фактур.

Так, в пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ приведен перечень сведений, которые обязательно должны быть отражены в счете-фактуре, а согласно пункту 2 названной нормы счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что общество самостоятельно обнаружило несоответствие ряда счетов-фактур положениям пункта 5 статьи 169 НК РФ. По их предложению контрагентами представлены надлежащим образом оформленные счета-фактуры, после чего они были отражены налогоплательщиком в журнале учета документов и в книге покупок. При этом налоговый орган располагал данными счетами-фактурами на момент проверки, поскольку они были представлены обществом вместе с разногласиями к акту налоговой проверки. Факт уплаты НДС поставщикам и представление переоформленных счетов-фактур инспекцией не оспаривается.

Однако инспекцией представленные на проверку счета-фактуры не были приняты в связи с отсутствием даты внесения исправлений.

Кассационная инстанция считает, что общество фактически представило не исправленные, а переоформленные продавцами товаров счета-фактуры, которые заверены в установленном пунктом 6 статьи 169 НК РФ
порядке. Кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на представление налогоплательщиком в обоснование правомерности применения налоговых вычетов переоформленных счетов-фактур.

При таких обстоятельствах суд обоснованно сделал вывод о том, что общество подтвердило право на применение налоговых вычетов в сентябре 2003 года.

Доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Поскольку дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.06.04 по делу N А26-3061/04-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску - без удовлетворения.

Председательствующий

БЛИНОВА Л.В.

Судьи

КОРПУСОВА О.А.

ХОХЛОВ Д.В.