Решения и постановления судов

Постановление ФАС Центрального округа от 13.12.2000 N А14-3278-00/159/14 Запрет на осуществление контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в отдельные налоговые периоды, а также на доначисление по результатам проверки сумм пени и санкций законодательством не предусмотрен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 13 декабря 2000 г. Дело N А14-3278-00/159/14“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.09.2000 по делу N А14-3278-00/159/14,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Воронежсинтезкаучук“, г. Воронеж, обратилось в арбитражный суд с иском о признании частично недействительным Решения ИМНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 14.04.2000 N 02-25 о доначислении налогов, пени и штрафных санкций по результатам выездной налоговой проверки.

В ходе судебного разбирательства истец изменил требования и просил признать недействительным решение налоговой инспекции в полном объеме.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 04.09.2000 иск удовлетворен. Суд пришел к выводу, что обжалуемый ненормативный акт не соответствует требованиям ст. 101 Налогового кодекса РФ, поэтому является незаконным.

В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение по делу, как вынесенное в нарушение норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей ОАО “Воронежсинтезкаучук“, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ИМНС РФ по Левобережному району г. Воронежа проведена выездная проверка соблюдения ОАО “Воронежсинтезкаучук“ налогового законодательства за период с 01.10.97 по 01.10.99, о чем составлен акт N 114 от 20.03.2000.


По результатам проверки принято Решение от 14.04.2000 N 02-25, в соответствии с которым плательщику доначислен налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог с продаж, налог на имущество, налог с дохода иностранных юридических лиц, НДС с дохода иностранных юридических лиц, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспортных средств, налог на рекламу, пени по указанным налогам, а также применены штрафные санкции в порядке п. 1 ст. 119 НК РФ, п. 3 ст. 120 НК РФ, п. 1 ст. 122 НК РФ, ст. 123 НК РФ, п. 1 ст. 126 НК РФ.

В ходе судебного разбирательства в оспариваемый ненормативный акт налоговыми органами вносились изменения в части доначисления НДС и применения санкций в порядке ст. 123 НК РФ и ст. 126 НК РФ.

Признавая недействительным Решение ИМНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 14.04.2000, суд исходил из того, что указанный ненормативный акт не соответствует по форме требованиям ст. 101 Налогового кодекса РФ, а также Инструкции N 52 от 31.03.99 “О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов“ и поэтому является незаконным.

Как указано в решении, суду не представилось возможным проверить обоснованность оспариваемого ненормативного акта по существу в силу того, что в нем отсутствуют ссылки на конкретные документы, подтверждающие факты совершения налоговых правонарушений, суммы доначислений по конкретным видам налогов, отраженные в решении инспекции, не соответствуют тем, которые зафиксированы в расчетах и приложениях к акту проверки.

Кроме того, по мнению суда, налоговой инспекцией нарушена ст. 87 Налогового кодекса, предусматривающая, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения проверки, поэтому доначисления сумм налогов по отчетным периодам 1999 года, в котором проверка проводилась, не должны учитываться при решении вопроса о применении санкций.

Этот вывод суда является ошибочным.

Статья 87 Налогового кодекса РФ устанавливает срок, за пределами которого налоговая проверка проводиться не может.

Применительно к данному спору глубина проверки в силу указанной правовой нормы ограничена 1996 календарным годом (т.е. налоговая инспекция, проводя проверку в 1999 году, вправе проконтролировать исполнение налогового законодательства плательщиком за 1996, 1997, 1998 годы).

Однако указанная норма налогового законодательства не лишает налоговую инспекцию права осуществить проверку правильности начисления налогов в отдельные отчетные периоды того года, в котором она проводится, и применить предусмотренные Налоговым кодексом РФ меры ответственности.

Доводы суда, что это ущемляет право налогоплательщика вносить по отдельным налогам в расчеты по итогам года необходимые коррективы, несостоятельны.


В силу ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога за соответствующий налоговый период и в установленный законом срок.

Под налоговым периодом, в соответствии со ст. 55 Налогового кодекса РФ, понимается не только календарный год, но и иной период времени применительно к отдельным налогам.

Запрета на осуществление контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в отдельные налоговые периоды, а также на доначисление по результатам проверки сумм пени и санкций законодатель не оговаривает.

Учитывая изложенное, налоговая инспекция вправе провести выездную проверку не только за календарный год, но и за любой другой налоговый период, в том числе и за десять месяцев 1999 года.

Нельзя признать законными и выводы суда в части применения ст. 101 Налогового кодекса РФ, положенные в обоснование решения о признании недействительным нормативного акта налоговой инспекции.

Действительно, указанная норма предусматривает в качестве одного из оснований для отмены решения налогового органа несоблюдение требований, предъявляемых к оформлению результатов налоговой проверки.

Однако материалами дела подтверждено, что и акт проверки, и решение налоговой инспекции содержат конкретные факты допущенных плательщиком нарушений, необходимые ссылки на правовые нормы, квалифицирующие содеянное.

Более того, судом в течение четырех месяцев исследовались фактические обстоятельства спора, сторонами представлялись необходимые доказательства, которым суд в силу ст. 59 АПК РФ обязан был дать правовую оценку.

Несоответствие сумм доначисленных в ходе проверки налогов данным, представленным ОАО “Воронежсинтезкаучук“, суду надлежит устранить, предложив сторонам провести сверку, и с учетом собранных по делу доказательств дать оценку доводам истца и ответчика по каждому виду налога, указанному в решении инспекции, руководствуясь нормами действующего налогового законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ст. 175, ч. 1 ст. 176, ст. 177 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.09.2000 по делу N А14-3278-00/159/14 отменить.

Дело N А14-3278-00/159/14 возвратить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Воронежской области.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.