Решения и постановления судов

Постановление ФАС Центрального округа от 30.10.2000 N А35-348/00-С10 Дело по иску о взыскании убытков, связанных с расходами на предоставление льгот по услугам связи, направлено на новое рассмотрение в связи с нарушением арбитражным судом норм процессуального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 30 октября 2000 г. Дело N А35-348/00-С10“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ОАО “Электросвязь“ в лице Курчатовского РУС, г. Курчатов Курской области, на Решение Арбитражного суда Курской области от 26.07.2000 по делу N А35-348/00-С10,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Электросвязь“ в лице Курчатовского РУС Курской области обратилось в арбитражный суд с иском к Отделению Федерального казначейства по г. Курчатову и Курчатовскому району, Финотделу администрации г. Курчатова, Управлению Федерального казначейства по Курской области, Комитету финансов правительства Курской области о взыскании 333481 руб. убытков, связанных с расходами истца на предоставление льгот по услугам связи согласно Закону РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС“. В качестве третьего лица в дело привлечено Министерство финансов Российской Федерации.

Решением суда от 26.07.2000 в удовлетворении исковых требований отказано. По мнению суда, имеющиеся в деле документы не содержат сведений о целевом выделении бюджетом Федерации средств на погашение указанных сумм расходов. Суд полагает, что ОАО “Электросвязь“ не представило документальных доказательств, свидетельствующих о том, что Курской области из бюджета Российской Федерации в 1996 - 1999 гг. выделялись бюджетные средства на погашение сумм расходов по льготам чернобыльцев, а также доказательств расходов на эти цели, предусмотренные бюджетом области.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ОАО “Электросвязь“ в лице Курчатовского РУС просит отменить решение суда и удовлетворить исковые требования, поскольку считает, что предприятию должны быть возмещены расходы, связанные с реализацией Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, за счет средств федерального бюджета, которые ежегодно поступают в Курскую область за период 1996 - 1999 гг.

Кассационная инстанция суда считает необходимым отменить решение суда, как недостаточно обоснованное, и направить дело на новое рассмотрение в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, Курчатовский РУС в соответствии с Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС“ представляет абонентам услуги связи на льготных условиях по предоставлению доступа к сетям электросвязи и абонентской плате за пользование телефоном и радио в размере 50% от действующего тарифа. За период с апреля 1996 г. по декабрь 1999 г. истец понес убытки от оказания льготных услуг и невозмещения понесенных расходов на сумму 333481 руб. 99 коп., что подтверждается представленными материалами дела.

Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС“ определено, что финансирование расходов, связанных с реализацией этого Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым.


В соответствии со ст. 5 указанного Закона порядок финансирования расходов определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 24.04.96 N 508 “О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС“ определено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи и льготным проездом на городском и пассажирском транспорте гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, могут регулироваться взаимоотношениями федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации.

Порядок регулирования федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ определен путем направления финансовой помощи субъекту (трансферта). В соответствии со ст. 75 Бюджетного кодекса РФ трансферты населению - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления. Трансферт - социальная помощь, выделяемая из Федерального фонда финансовой поддержки субъектам Российской Федерации. Таким образом, расходы, связанные с предоставлением льгот по услугам связи, заложены в трансферте, выделяемом из Федерального фонда финансовой поддержки. Как указано в письме Правительства РФ N 4548п-П1 от 28.11.97, расходы вышеназванных услуг предусматриваются в сумме трансферта. Конкретное распределение средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели, относится к компетенции администрации Курской области. По состоянию на 04.11.97 области перечислено 158,4 млн руб. В имеющихся в деле письмах Министерство финансов РФ от 29.03.99 N06-03-03/35, от 04.11.99 N 10-03-03/44 сообщает, что расходы, связанные с предоставлением льгот, в том числе и за услуги связи, учтены в исходной базе для расчета сумм трансфертов. Адресное распределение трансферта находится в компетенции администрации субъектов Российской Федерации. Суд, отказывая истцу в удовлетворении его требований, мотивируя тем, что соответствующего финансирования не было, не учел указанный порядок распределения трансфертов. Кроме того, несмотря на то, что иск заявлен о взыскании сумм за четыре года, исследовались обстоятельства лишь по 1999 г. Кроме того, в нарушение ст. 53 АПК РФ суд возложил обязанность представить доказательства о финансировании субъекта Федерации не на ответчиков - государственные органы, которые занимаются финансовой деятельностью, а на истца, не имеющего возможности представить такие доказательства.

При новом судебном рассмотрении суду следует восполнить указанные недостатки, рассмотреть исковые требования в полном объеме за период, указанный в исковом заявлении, для чего предложить ответчикам представить необходимые документы.

По вновь полученным и имеющимся в деле доказательствам решить вопрос по существу заявленных требований.

С учетом изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 175, ч. 2 ст. 176 и ст. 177 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 26.07.2000 по делу N А35-348/00-С10 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.