Решения и постановления судов

Постановление ФАС Центрального округа от 25.10.2000 N А48-1209/00-16 Дело по иску о взыскании задолженности по уплате страховых взносов направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 25 октября 2000 г. Дело N А48-1209/00-16“

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего Алдошиной Л.Г.

судей Самсоновой Л.С.

Маргеловой Л.М.

при участии в заседании:

от истца Селифановой Е.В. - начальника

юридического отдела

(доверенность постоянная N 140

от 04.08.2000);

Стребковой Г.Н. - юрисконсульта


(доверенность постоянная N 136

от 21.07.2000);

от ответчика Студенникова А.П. -

представителя (доверенность

постоянная N 1 от 25.05.2000),

рассмотрев кассационную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства “Полет“, Колпнянского района, Орловской области, на решение Арбитражного суда Орловской области от 08.08.2000 (судья Игнатова Н.И.) по делу N А48-1209/00-16,

УСТАНОВИЛ:

Отделение Пенсионного фонда РФ по Орловской области обратилось с иском в арбитражный суд к КФХ “Полет“ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов за 1997 г. в сумме 5669 руб. 87 коп. В обоснование истец указал, что доход крестьянского хозяйства “Полет“, по сведениям Инспекции МНС по Колпнянскому району, составил 36666 руб. (деноминированных). Соответственно, ответчик должен был уплатить страховые взносы в ПФР за 1997 г. в сумме 7553 руб. 20 коп. в срок до 01.04.98 Указанная сумма частично погашена 02.04.98 в размере 1883 руб. 33 коп. Остаток долга составил 5669 руб. 87 коп.

Решением суда от 08.08.2000 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной инстанции обоснованность судебного акта не проверялась.


В кассационной жалобе КФХ “Полет“ просит отменить решение суда ввиду неправильного применения норм материального права. В обоснование указывает, что Федеральный закон от 04.01.99 N 1-ФЗ допускает, что плательщиками страховых взносов являются не только крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, но и КФХ - юридические лица, созданные до введения части первой Гражданского кодекса РФ, что противоречит нормам гражданского и налогового законодательства, в соответствии с которым плательщикам страховых взносов в данном случае может быть глава КФХ как индивидуальный предприниматель, в качестве индивидуального предпринимателя им уплачены взносы в Пенсионный фонд в размере 5% от доходов.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Из материалов дела видно, что крестьянское (фермерское) хозяйство “Полет“ зарегистрировано администрацией Колпнянского района, Орловской области, постановлением от 15.03.93 N 66, о чем ему выдано свидетельство о государственной регистрации предприятия N 45 серия КФХ, основные виды деятельности предприятия - производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с п. 4 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1 крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в порядке, определенном Правительством РФ по согласованию с ПФР.

Платежным поручением от 02.04.98 ответчиком произведена уплата страхового взноса в размере 5% от дохода как индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица согласно Федеральному закону N 207-ФЗ от 21.12.95 “О тарифах страховых взносов ... на 1996 г.“

Суд, удовлетворяя исковые требования Отделения Пенсионного фонда, исходил из того, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства не является предпринимателем без образования юридического лица, так как доказательств, подтверждающих принятие мер к изменению правового статуса КФХ не представил, на учет как предприниматель в налоговом, ни в иных внебюджетных органах не становился, чистый доход КФХ, как юридического лица, указанный в справке налогового органа, подтвердил. Положения Федерального закона от 05.02.97 N 26-ФЗ в той части, в какой они регулируют тарифы страховых взносов в ПФР с доходов КФХ, не были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.

Однако с указанными доводами суда согласиться нельзя.

Конституционный Суд РФ, давая анализ правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства в Постановлении N 18-П от 23.12.99 указал, что пункт “б“ статьи 1 Федерального закона от 04.01.99, воспроизводящий применительно к крестьянским (фермерским) хозяйствам регулирование на 1997, 1998 годы, допускает взимание страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по разным тарифам в зависимости от избранной КФХ организационно - правовой формы (юридическое лицо либо глава крестьянско - фермерского хозяйства). В силу конституционных принципов налогообложения такая дифференциация режимов страховых платежей противоречит конституционному принципу равенства, кроме того, не допускается установление повышенных по ставкам налогов (сборов) в зависимости от организационно - правовой формы предпринимательской деятельности. Конституционный Суд РФ указал также, что, согласно нормам гражданского и налогового законодательства, плательщиком страховых взносов может быть только глава крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуальный предприниматель.

Таким образом, следует согласиться с доводами ответчика, что в 1997 г. он должен был уплачивать страховые взносы по тарифам, установленным для индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем, нельзя согласиться с его позицией об уплате взносов в Пенсионный фонд в размере 5% от доходов. Тариф в размере 5%, определенный для индивидуальных предпринимателей на 1996 г., установленный Федеральным законом от 21.12.95 N 207-Ф, утратил силу в связи с истечением срока его действия и не может быть применен при перерасчете сумм страховых взносов за 1997 г.

Федеральный закон от 05.02.97 N 26-ФЗ “О тарифах страховых взносов ... на 1997 г.“ в части пунктов “б“ и “в“ статьи 1 Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.02.98 N 7-П был признан не соответствующим Конституции.

Из содержания определения Конституционного Суда РФ от 26.11.98 N 144-О “О разъяснении постановления Конституционного Суда РФ от 24.02.98 по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 05.02.97 “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 г.“ следует, что согласно ст.57 Конституции РФ не имеют обратной силы законы, ухудшающие положения граждан при возложении на них обязательных платежей, поскольку этим умаляются и необоснованно ограничиваются конституционные права граждан. В силу этого все плательщики страховых взносов из числа индивидуальных предпринимателей имеют право на зачет в счет текущих и будущих платежей всех уплаченных ими в Пенсионный фонд РФ сумм страховых взносов с заработка (дохода) за период с 01.01. по 10.02.97.

При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, а также предложить истцу и ответчику произвести сверку расчета страховых взносов, подлежащих уплате в 1997 г., с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.99 N 18-П.

Исходя из изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 175, ч. 2 ст. 176, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 08.08.2000 по делу N А48-1209/00-16 отменить и передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий

Л.Г.АЛДОШИНА

Судьи

Л.С.САМСОНОВА

Л.М.МАРГЕЛОВА