Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 27.04.2000 N А64-4074/99-7 Сроки уплаты налога на добавленную стоимость прямо предусмотрены законом, и установление иных сроков подзаконными актами противоречит изложенным выше принципам налогообложения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 27 апреля 2000 г. Дело N А64-4074/99-7“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Ленинскому району г. Тамбова на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.01.2000 по делу N А64-4074/99-7,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Кондитерская фирма “ТАКФ“ обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Ленинскому району г. Тамбова (преобразована в Инспекцию МНС РФ по Ленинскому району г. Тамбова) о признании недействительным ее требования N 03-495/6871 от 17.11.99.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.01.2000 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции
законность принятого решения не проверялась.

Заявитель кассационной жалобы просит отменить Решение арбитражного суда от 25.01.2000 ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, заслушав представителей истца, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Государственная налоговая инспекция по Ленинскому району г. Тамбова в ходе выездной налоговой проверки установила, что ОАО “Кондитерская фирма “ТАКФ“ в нарушение пп. “а“ п. 30 раздела X Инструкции N 39 от 11.10.95 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость“ не в полном объеме производило перечисление декадных платежей по налогу на добавленную стоимость за период с октября 1997 года по сентябрь 1999 года, в связи с чем начислены пени в сумме 236176 руб., что усматривается из акта проверки от 22.10.99, Постановления налогового органа N 03-495/1152 ДСП и требования N 03-495/6871 от 17.11.99 об уплате указанной суммы пени.

Арбитражный суд, удовлетворяя иск о признании недействительным требования налоговой инспекции, исходил из следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения устанавливаются федеральным законом. Согласно п. 5 ст. 19 Закона РФ “Об Основах налоговой системы в РФ“ федеральные налоги и порядок зачисления их в бюджет устанавливаются законодательными актами. Пунктом 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Исходя из ст. 7 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ“, инструкции Госналогслужбы РФ по применению законов об отдельных видах налогов
применяются в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ, в том числе и правилам, установленным п. 1 ст. 4 Кодекса, согласно которым нормативные акты органов исполнительной власти любого уровня, издаваемые в случаях, предусмотренных законом, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. О том, что налоги, их ставки, порядок исчисления и сроки уплаты, то есть все элементы налогообложения, должны устанавливаться только законом, свидетельствует Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11.11.97 N 16-П. Согласно п. 1 ст. 8 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость“ уплата налога производится ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 20 числа следующего месяца. Таким образом, сроки уплаты налога на добавленную стоимость прямо предусмотрены законом, и установление иных сроков подзаконными актами противоречит изложенным выше принципам налогообложения. Ссылка налогового органа на п. 4 ст. 8 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость“ судом признана неосновательной в силу того, что указанная норма предоставляет право устанавливать иные налоговые периоды и сроки уплаты налога Министерству финансов РФ, а Инструкция N 39 от 11.10.95, устанавливающая декадные сроки платежей, принята другим государственным органом - Госналогслужбой Российской Федерации. Суд также указал на ст. 11 АПК РФ, в соответствии с которой нормативные акты госорганов, не соответствующие закону, не подлежат применению судом. Изложенные обстоятельства суд нашел достаточными для признания оспариваемого по иску требования налогового органа недействительным.

Заявитель кассационной жалобы считает, что Инструкция N 39 от 11.10.95 является правовым актом, подлежащим применению по делу, так как издана Госналогслужбой РФ, согласована с Министерством финансов РФ и
зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации.

Данной Инструкцией предусмотрено, что “организация со среднемесячными платежами более 10000 руб. (к которым относится истец) уплачивает налог по срокам 15-го, 25-го, 5-го числа“, т.е. оплата определяется днями, поэтому ответчик не видит противоречий пп. “а“ п. 30 Инструкции Налоговому кодексу РФ, поскольку п. 3 ст. 57 НК РФ гласит: “сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, месяцами, неделями, днями“.

Суд кассационной инстанции отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы по следующим основаниям.

Как правильно указал суд, инструкции Государственной налоговой службы РФ по применению законов о конкретных видах налогов с 01.01.99 действуют в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ, что следует из ст. 7 Федерального закона РФ от 31.07.98 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ“, п. 1 ст. 1, ст. 4 Налогового кодекса РФ.

Подпунктом “а“ п. 30 Инструкции ГНС РФ N 39 от 11.10.95 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость“ предусмотрено, что организации (предприятия) со среднемесячными платежами более 10000 руб. уплачивают по срокам 15-го, 25-го и 5-го числа следующего месяца декадные платежи в размере одной трети суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет по последнему месячному расчету с последующими перерасчетами по сроку 20-го числа месяца, следующего за отчетным, исходя из фактических оборотов по реализации.

На основании п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 58 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Согласно п. 1 ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога или сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. ст. 3, 8 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость“ объектами налогообложения считаются обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а уплата налога производится ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месячный срок не позднее 20-го числа следующего месяца. Устанавливать иные налоговые периоды и сроки уплаты налога предоставлено Министерству финансов Российской Федерации.

Из вышеприведенных положений Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость“ и Налогового кодекса РФ следует, что по налогу на добавленную стоимость налоговым периодом является календарный месяц, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога. Срок уплаты налога определен не позднее 20-го числа следующего месяца.

Подпункт “а“ п. 30 Инструкции ГНС РФ N 39 от 11.10.95, касающийся уплаты декадных платежей, исходя из суммы налога, подлежащего уплате по предыдущему месячному расчету, содержит нормативные положения, устанавливающие новый объект налогообложения и основания возникновения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, а не периоды и сроки уплаты этого налога, как это предусмотрено п. 4 ст. 8 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость“.

Учитывая, что указанное дополнение, содержащееся в Инструкции, изменяет определенное законом содержание исполнения обязанности по уплате налога, у суда первой инстанции
имелись основания согласно ст. 11 АПК РФ принять решение в соответствии с законом.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Поскольку налогоплательщик добросовестно исполнял обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в установленные п. 1 ст. 8 Закона сроки, следует признать, что пеня начислена налоговой инспекцией необоснованно.

Ссылка ответчика на то, что решение вынесено нарушением ст. 22 АПК РФ и ст. 137 НК РФ, так как требование об уплате налога не является ненормативным правовым актом налогового органа, поскольку не носит властный, распорядительный характер, судом кассационной инстанции отклоняется.

Право налогоплательщика обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц закреплено в пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ.

Статьей 138 НК РФ предусмотрено, что судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц производится организациями и индивидуальными предпринимателями путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством.

На основании ч. 2 ст. 22 АПК РФ к спорам, разрешаемым арбитражным судом, относятся, в частности, споры о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, не соответствующих законам и иным нормативным актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан.

Частью 5 ст. 22 АПК РФ установлено, что помимо дел, прямо указанных в настоящей статье, федеральным законом могут быть отнесены к подведомственности и другие дела.

Исходя из ст. 137 НК РФ, условием для реализации права на обжалование является наличие субъективного мнения налогоплательщика или
иного обязанного лица о том, что конкретный акт налогового органа, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов нарушает предоставленное ему право.

По мнению ОАО “Кондитерская фирма “ТАКФ“, требование, подписанное руководителем инспекции, нарушает его права, поскольку возлагает обязанность уплатить пени, что обжалуется истцом путем подачи иска о признании недействительным ненормативного акта налогового органа, носящего властный характер.

Следовательно, суд с соблюдением правил подведомственности принял к производству данный иск и рассмотрел его по существу, правильно применив нормы материального права.

В силу изложенного доводы заявителя кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены принятого по делу решения.

Исходя из указанного, руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.01.2000 по делу N А64-4074/99-7 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.