Решения и постановления судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.11.2003 N Ф03-А73/03-2/2924 Апелляционная инстанция правомерно удовлетворила заявление о признании недействительным уведомления налогового органа об отказе в переходе на упрощенную систему налогообложения, поскольку оспариваемое уведомление противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы истца, ухудшает его положение как субъекта малого предпринимательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 28 ноября 2003 года Дело N Ф03-А73/03-2/2924“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Комсомольску-на-Амуре на постановление от 14.07.2003 по делу N А73-3409/2003-11 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Комсомольску-на-Амуре о признании недействительным уведомления N 110 от 31.01.2003.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ мотивированное постановление изготовлено 28.11.2003.


Гражданин-предприниматель Даниловский Виктор Тадеушевич, осуществляющий деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации от 01.07.1996 серии АЦР N 001417, обратился с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Комсомольску-на-Амуре (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) об отказе в переходе на упрощенную систему налогообложения, а также о понуждении налогового органа выдать соответствующее уведомление.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.05.2003, в связи с отказом гражданина-предпринимателя Даниловского В.Т. от требования о понуждении налогового органа обязать выдать уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, производство по делу в данной части прекращено, в остальной части требований - отказано. Судебный акт мотивирован тем, что гражданин-предприниматель Даниловский В.Т. обратился в инспекцию по налогам и сборам с пропуском установленного законодательством срока, поэтому налоговый орган обоснованно отказал ему в переходе на упрощенную систему налогообложения.

Постановлением апелляционной инстанции от 14.07.2003 решение суда отменено, уведомление налогового органа от 31.01.2003 N 110 о невозможности применения гражданином-предпринимателем Даниловским В.Т. упрощенной системы налогообложения признано недействительным. Отменяя решение суда, апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что оспариваемое уведомление противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы предпринимателя, лишая его права выбора системы налогообложения, ухудшает его положение как субъекта малого предпринимательства.

Не согласившись с принятым постановлением апелляционной инстанции, инспекция по налогам и сборам заявила кассационную жалобу, в которой просит данное постановление отменить как принятое с нарушением норм материального права, в частности статьи 346.13 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). В заседании суда данные требования поддержаны в полном объеме представителем налогового органа.

Гражданин-предприниматель Даниловский В.Т. отзыв на кассационную жалобу не представил, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в разбирательстве по делу участия не принимал.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя инспекции по налогам и сборам, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.

Как следует из материалов дела, гражданин-предприниматель Даниловский В.Т. осуществляет деятельность по оказанию автотранспортных услуг с численностью работающих до 100 человек. В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ от 31.07.1998 N 148-ФЗ, пунктом 9 статьи 3 Закона Хабаровского края “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае“ от 28.11.1998 N 78 данный предприниматель являлся плательщиком единого налога, что подтверждается имеющимися в деле свидетельствами об уплате налога.

Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства“ от 24.07.2002 N 104-ФЗ раздел VIII.1 части II Налогового кодекса РФ дополнен главами 26.2 “Упрощенная система налогообложения“ и 26.3 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности“. Настоящий Федеральный закон, согласно статье 8, вступил в законную силу по истечении одного месяца со дня его опубликования - 29.08.2002, а специальные налоговые режимы - с 01.01.2003.


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ имеет название “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах“, а не “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства“.

На территории Хабаровского края система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - единый налог), в соответствии с главой 26.3 части II Налогового кодекса РФ, введена в действие Законом Хабаровского края N 71 от 26.11.2002 “О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае“. Данным Законом, который вступил в законную силу с 01.01.2003, не отнесена к видам предпринимательской деятельности, подпадающей под уплату единого налога, деятельность по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров. Следовательно, с 01.01.2003 предприниматель Даниловский В.Т. должен применять общий режим налогообложения или выбрать упрощенную систему.

В соответствии со статьей 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется добровольно в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Согласно статье 346.13 указанного Кодекса, организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.

Из материалов дела следует, что гражданин-предприниматель Даниловский В.Т. обратился в инспекцию по налогам и сборам с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения 19.12.2002. Уведомлением N 110 от 31.01.2003 налоговый орган сообщил о невозможности применения упрощенной системы налогообложения в связи с несвоевременным, в нарушение статьи 346.13 НК РФ, представлением указанного заявления.


Апелляционная инстанция, отменяя решение суда и признавая обжалуемое уведомление недействительным, обоснованно исходила из того, что оно не соответствует Конституции РФ и Налоговому кодексу РФ.

Закон Хабаровского края от 26.11.2002 N 71 “О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Хабаровском крае“ опубликован 29.11.2002 в газете “Приамурские ведомости“ N 218, которая, согласно справке ЗАО “Союзпечать“, г. Комсомольск-на-Амуре, распространена через розничную торговую сеть 30.11.2002.

Таким образом, предприниматель Даниловский В.Т. был фактически лишен возможности реализовать право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, гарантированное статьей 34 Конституции РФ, и своевременно - до 30.11.2002 подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003. Следовательно, отказ налогового органа в переходе на упрощенную систему налогообложения противоречит принципу всеобщности и равенства всех субъектов налогообложения и нарушает права и законные интересы предпринимателя Даниловского В.Т. в сфере осуществления им предпринимательской деятельности, лишая его права выбора системы налогообложения.

Все материалы дела были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

При изложенных выше обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта.


Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 14.07.2003 по делу N А73-3409/2003-11 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.