Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.11.2003 N Ф03-А51/03-2/2799 Правомерно отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа, поскольку счета-фактуры составлены с нарушением требований налогового законодательства, отсутствуют приемо-сдаточные документы на поставку товара, а значит, нет правовых оснований для возмещения из бюджета НДС.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГАИменем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 26 ноября 2003 года Дело N Ф03-А51/03-2/2799“
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Владивостокский рыбокомбинат“ на решение от 23.06.2003 по делу N А51-6903/02-30-203 Арбитражного суда Приморского края по заявлению открытого акционерного общества “Владивостокский рыбокомбинат“ к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Владивостока о признании недействительным решения.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 26.11.2003.
Открытое акционерное общество “Владивостокский рыбокомбинат“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Советскому району города Владивостока N 163 от 20.06.2002.
Решением от 24.09.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.12.2002, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.03.2003 по делу N Ф03-А51/03-2/425 судебные акты отменены с передачей дела на новое рассмотрение.
При повторном рассмотрении дела решением от 23.06.2003 суд отказал в удовлетворении требований. Суд исходил из того, что счета-фактуры составлены с нарушением требований пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, приемо-сдаточные документы на поставку банкотары отсутствуют. На этом основании суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость, предъявленного к уплате поставщиком и соответственно о законности оспоренного решения налогового органа.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО “Владивостокский рыбокомбинат“ просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
В обоснование жалобы общество указало, что в соответствии с действующим налоговым законодательством оно не обязано проверять содержащиеся в счете-фактуре сведения о поставщике товара. Заявитель жалобы также не согласен с выводами суда о том, что подпункт 3 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает не только наличие в счете-фактуре наименования и адреса грузоотправителя и грузополучателя, но и достоверность указанных сведений.
Кроме того, представитель сослался на то, что общество неправомерно привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации без учета имеющейся переплаты налога в предыдущем периоде, перекрывающей сумму налога, заниженной в последующем периоде.
Рассмотрев дело в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции находит решение суда подлежащим изменению.
Как видно из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Владивостока проведена камеральная проверка налоговой декларации ОАО “Владивостокский рыбокомбинат“ по уплате налога на добавленную стоимость за ноябрь 2001 года. В результате проверки налоговый орган не принял к возмещению налог на добавленную стоимость в сумме 71632,7 руб., уплаченный согласно счетам-фактурам N 112 от 31.10.2001, N 113 от 08.11.2001, N 118 от 28.11.2001, N 120 от 26.11.2001 при покупке истцом у ООО “Инкомплект“ баночной тары. Отказ в принятии к возмещению указанной суммы налога мотивирован тем, что в результате встречной проверки не подтвердился факт отгрузки ООО “Инкомплект“ в адрес ОАО “Владивостокский рыбокомбинат“ баночной тары, как и не подтвердились факты поступления поставщику оплаты за товар и перечисления им в бюджет налога на добавленную стоимость. Общество “Инкомплект“ по юридическому и исполнительному адресам не находится. Отчетность за период с 06.07.2000 по 15.05.2002 в налоговую инспекцию не представляется.
Решением N 163 от 20.06.2002 налоговый орган доначислил ОАО “Владивостокский рыбокомбинат“ налог на добавленную стоимость в сумме 71632,7 руб. и на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ привлек предприятие к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 4752,4 руб.
Проверяя на соответствие действующему законодательству решение налогового органа, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у налогоплательщика правовых оснований для возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщику при приобретении баночной тары, в связи с чем решение суда об отказе в признании недействительным решения налогового органа о доначислении налога является правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Для придания юридической силы указанным документам, сведения содержащиеся в этих документах, должны быть достоверными.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ установлено, что в счете-фактуре должны быть указаны наименование и адрес грузополучателя и грузоотправителя.
Из материалов дела следует, что адрес грузоотправителя, указанный в счетах-фактурах, не соответствует действительности, поскольку по улице Русская, 65, город Владивосток, предприятие не располагается.
Пунктом 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.
Счета-фактуры N 112, 113, 118, предъявленные к оплате покупателю, не содержат подписи главного бухгалтера.
Кроме того, на приемном акте N 1351 от 26.11.2001 к счету N 120 отсутствует подпись лица, передавшего товар покупателю.
Приемные акты к счетам NN 112, 113, 118 отсутствуют.
Пунктом 2 статьи 169 Кодекса предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия к вычету или возмещению сумм налога, предъявленных продавцом покупателю.
При указанных обстоятельствах налоговым органом правомерно доначислен налог.
Между тем нельзя согласиться с выводом суда о законности привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога.
Так, в решении налогового органа N 163 от 20.06.2002 указано, что на момент совершения правонарушения на лицевом счете предприятия по налогу на добавленную стоимость числилась переплата в размере 1546535,99 руб.
В данном случае за ноябрь 2001 года предприятие недоплатило в бюджет в результате неправомерного возмещения 71632,7 руб.
Из изложенного следует, что задолженности в соответствующий бюджет в результате неправомерного возмещения налога у предприятия не возникло.
Следовательно, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в ноябре 2001 года отсутствует, поскольку в предыдущем периоде имелась переплата налога, перекрывающая налог, заниженный в ноябре. То есть неуплаты налога в ноябре 2001 года не было.
Налоговый орган необоснованно, привлекая предприятие к ответственности за деяние, совершенное в ноябре 2001 года, учел переплату налога, недостающую для покрытия недоимки, числящуюся на момент обнаружения правонарушения, то есть по состоянию на июнь 2002 года.
При указанных обстоятельствах решение налогового органа о привлечении ОАО “Владивостокский рыбокомбинат“ к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 4752,4 руб. является незаконным.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.06.2003 по делу N А51-6903/02-30-203 Арбитражного суда Приморского края отменить в части отказа в признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Владивостока N 163 от 20.06.2002 о начислении штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 4752,4 руб.
Решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Владивостока N 163 от 20.06.2002 в части начисления штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 4752,4 руб. признать недействительным.
В остальной части решение от 23.06.2003 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.