Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.11.2003 N Ф03-А51/03-2/2844 Платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности и относятся к фискальным сборам, а не к налогам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 21 ноября 2003 года Дело N Ф03-А51/03-2/2844“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение от 29.04.2003, постановление от 04.08.2003 по делу N А51-1584/03-31-11 Арбитражного суда Приморского края по заявлению государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования РФ к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району города Владивостока, третье лицо: Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Приморскому краю, о признании недействительным решения от 14.01.2003 N 280/1.

В
соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное постановление изготовлено 21.11.2003.

Государственное учреждение - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - региональное отделение соцстраха) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения N 280/1 от 14.01.2003 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району города Владивостока (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган).

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Приморскому краю (далее - Главуправление природных ресурсов по Приморскому краю).

Решением суда от 29.04.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.08.2003, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части взыскания излишне начисленной пени в сумме 986,71 руб. за несвоевременную уплату платы за загрязнение окружающей природной среды. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку суд пришел к выводу, что региональное отделение соцстраха как природопользователь является плательщиком вышеуказанной платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты; поэтому инспекцией по налогам и сборам оно правомерно привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за ее неуплату с доначислением данной платы и пени на основании статьи 75 НК РФ.

Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе регионального отделения соцстраха, которое просит их отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и направить дело на новое рассмотрение, так как считает, что судом не дана оценка тому факту, что региональное отделение соцстраха не является плательщиком сбора
за загрязнение окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории за 1999 - 2000 годы, в связи с тем, что принадлежность к плательщикам указанного сбора установлена актом обследования от 10.12.2002. До этого момента подведомственная региональному отделению территория никем не обследовалась. Кроме этого, заявитель жалобы указывает на то, что ему неправомерно доначислена плата за загрязнение окружающей природной среды и пени за 1999 год, тогда как в оспариваемом решении налогового органа указано, что проверка проводилась за 2000 - 2001 годы. Заявитель жалобы также считает, что он неправомерно привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату сбора, а не налога, так как с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Поэтому взыскание штрафных санкций за неуплату сбора является необоснованным.

Главуправление природных ресурсов по Приморскому краю в отзыве на жалобу просит жалобу оставить без удовлетворения, а принятые судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.

Инспекция по налогам и сборам отзыв на жалобу не представила.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не принимали.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает, что принятые судебные акты подлежат отмене в части по следующим основаниям.

Из материалов дела установлено, что инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка Приморского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по вопросу правильности
исчисления, уплаты и перечисления в бюджет платы за загрязнение окружающей природной среды, земельного налога, налога с владельцев автотранспортных средств, налога на приобретение транспортных средств за период 2000 - 2001 годы, о чем составлен акт проверки от 2002 года без номера.

В ходе проверки установлено, что региональное отделение соцстраха за 1999 - 2001 годы не исчисляло и не уплачивало платежи за неорганизованный сброс загрязняющих веществ с ливневыми водами с подведомственной территории в водные объекты.

По результатам рассмотрения акта проверки налоговым органом 13.11.2002 принято решение N 1909/2 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в связи с чем инспекцией по налогам и сборам совместно со специалистами Главуправления природных ресурсов по Приморскому краю проведена проверка территории, занимаемой региональным отделением соцстраха, в ходе которой установлено, что указанная территория относится к застроенной урбанизированной территории с высокой степенью благоустройства, поверхностный сток вод с которой загрязнен взвешенными органическими веществами, нефтепродуктами и другими веществами.

Сброс загрязняющих веществ с поверхностным стоком осуществляется по ливневым лоткам и далее по кювету дороги в бухту Золотой Рог. Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 10.12.2002 и акте проведения дополнительных мероприятий налогового контроля N 280 от 24.12.2002.

По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки, возражений от 31.10.2002 N 02.30/06-1991, акта проведения дополнительных мероприятий налогового контроля от 24.12.2002 N 280, возражений от 30.12.2002 N 02-30/06-2349 инспекцией по налогам и сборам 14.01.2003 принято решение N 280/1 о привлечении регионального отделения соцстраха к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату платы за загрязнение окружающей природной среды от сброса загрязняющих веществ в водные объекты в виде взыскания штрафа
в сумме 903,68 руб., в том числе за 2000 год - 415,48 руб., за 2001 год - 488,20 руб.

Одновременно указанным решением региональному отделению соцстраха предложено уплатить доначисленную плату в сумме 6128,36 руб. и пени в сумме 4783,04 руб., в том числе: за 1999 год плата в сумме - 1609,99 руб., пени - 2356,16 руб., за 2000 год плата - 2077,41 руб., пени - 1466,53 руб., за 2001 год плата - 2440,96 руб., пени - 960,35 руб.

Требования налогового органа от 14.01.2003 N 4 об уплате указанных платежей и штрафных санкций в срок до 24.01.2003 не исполнены.

Региональное отделение соцстраха не согласилось с указанным решением и оспорило его в судебном порядке.

Арбитражный суд обеих инстанций на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств пришел к обоснованному выводу о том, что региональное отделение соцстраха является плательщиком платы за загрязнение окружающей природной среды за период 2000 - 2001 годы за загрязнение водных объектов неорганизованным стоком, и инспекцией по налогам и сборам правомерно доначислена ему указанная плата за 2000 - 2001 годы в сумме 4518,37 руб. и соответствующие пени за ее несвоевременную уплату, поэтому у арбитражного суда отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого решения налогового органа в данной части недействительным.

Статьей 20 Закона РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 “Об охране окружающей природной среды“ (с последующими изменениями) установлена платность природопользования, которая включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия (пункт 1 статьи 20).

Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ,
размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах и сверх установленных лимитов (пункт 3 статьи 20).

В соответствии с пунктом 5 статьи 20 указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, в соответствии с пунктом 1 которого настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

- размещение отходов;

- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Следовательно, региональное отделение соцстраха как природопользователь, в результате деятельности которого осуществляется сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, что подтверждается материалами дела, обязан уплачивать плату за загрязнение окружающей природной среды. При этом указанные выше нормативные акты связывают уплату указанных платежей с моментом начала деятельности природопользователя на территории Российской Федерации, а не с моментом проверки природопользователя. Поэтому не может быть принят во внимание довод заявителя жалобы о том, что поскольку осмотр территории, принадлежащей региональному отделению соцстраха, осуществлен 10.12.2002, то именно с этого момента оно является плательщиком платы за загрязнение окружающей природной среды от сброса загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты.

С учетом изложенного арбитражным судом правомерно отказано в признании оспариваемого решения инспекции по налогам и сборам в части взыскания платы за 2000 -
2001 годы в сумме 4518,37 руб. и соответствующей пени за ее несвоевременную уплату, которая начисляется до момента уплаты платежа.

Однако судом необоснованно отказано в признании решения N 280/1 от 14.01.2003 недействительным в части взыскания, с учетом дополнительного расчета пени, платы в сумме 1609,99 руб. и пени в сумме 1750,24 руб. за 1999 год и штрафных санкций за 2000 и 2001 годы в сумме 903,68 руб.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 101 НК РФ принимаемое налоговым органом по результатам рассмотрения материалов проверки решение является ненормативным актом, с которым налоговое законодательство связывает установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретного налогоплательщика, в связи с чем в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой.

В 2003 году налоговый орган в соответствии со статьей 87 НК РФ не мог принять решение о взыскании недоимки по плате за загрязнение окружающей природной среды за 1999 год и соответствующей пени, так как оно принято за пределами трехлетнего срока, предшествовавшего году проверки, то есть в 2003 году инспекция по налогам и сборам имеет право принять решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за неуплату налога за 2000 - 2002 годы и начислить налог и пени за указанный период.

Региональное отделение соцстраха привлечено налоговым органом к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату вышеназванного платежа за 2000 - 2001 годы.

В соответствии с указанной нормой права штраф взыскивается за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправильных
действий (бездействия). Однако данная норма права не предусматривает взыскание штрафа за неуплату сбора, не обладающего признаками налогового платежа.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 10.12.2002 N 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах, установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

С учетом изложенного у инспекции по налогам и сборам отсутствовали правовые основания для привлечения регионального отделения соцстраха к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, которая не предусматривает взыскание штрафа за неуплату сбора, каковым является плата за загрязнение окружающей природной среды.

Следовательно, судебные акты в части отказа о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа о взыскании штрафа в сумме 903,68 руб. и платы за 1999 год в сумме 1609,99 руб. и пени в сумме 1750,24 руб. подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований в указанной части.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

кассационную жалобу государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить частично.

Решение от 29.04.2003, постановление апелляционной инстанции от 04.08.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-1584/2003-31-11 отменить в части отказа
в удовлетворении требований Приморского регионального отделения соцстраха о признании недействительным решения N 280/1 от 14.01.2003 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району города Владивостока о взыскании штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 903,68 руб., платы за загрязнение окружающей природной среды от сброса вредных веществ в поверхностные водные объекты за 1999 год в сумме 1609,99 руб. и пени в сумме 1750,24 руб.

Заявленные требования в указанной части удовлетворить.

В остальной части принятые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.