Решения и постановления судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.11.2003 N Ф03-А51/03-1/2810 Апелляционная инстанция правомерно удовлетворила иск о взыскании убытков от предоставления гражданам льгот по оплате тепловой энергии за счет казны РФ, поскольку федеральный бюджет не выполнил свои обязательства по целевому финансированию расходов на реализацию указанных льгот.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 18 ноября 2003 года Дело N Ф03-А51/03-1/2810“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на постановление от 29.08.2003 по делу N А51-10484/02-5-437/17 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества “Дальэнерго“ в лице Партизанского отделения “Теплосбыт“ к Администрации МО г. Партизанск, Финансовому департаменту Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 157899 руб. 94 коп.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции откладывалось до 18.11.2003.


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ принят Государственной Думой ФС РФ 16.12.1994, а не 16.12.1997.

Открытое акционерное общество “Дальэнерго“ в лице Партизанского отделения “Теплосбыт“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования г. Партизанска, Финансовому департаменту Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ о взыскании за счет средств соответствующего бюджета в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ 157899 руб. 94 коп., составляющих убытки от предоставления в апреле - мае 2002 года гражданам льгот по оплате тепловой энергии в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ от 16.12.1997.

Решением суда от 04.07.2003 требования истца, с учетом их уточнения истцом, удовлетворены полностью в сумме 55899 руб. 94 коп. за счет казны Приморского края в лице Финансового департамента Администрации Приморского края, не исполнившего обязательств, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, по финансированию расходов на реализацию этого Закона в бюджет муниципального образования г. Партизанска в полном объеме для расчетов последнего с организациями, оказывающими услуги с учетом установленных льгот, на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.08.2003 указанное решение суда изменено, требования истца удовлетворены в заявленной сумме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 24.06.1999 имеет номер 119-ФЗ, а не 11-ФЗ.

При этом суд установил неисполнение Российской Федерацией в нарушение статей 72, 76 Конституции РФ, статьи 6 ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.06.1999 N 11-ФЗ, а также ФЗ “О ветеранах“ своих обязательств по целевому финансированию из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации расходов на реализацию льгот, установленных Федеральным законом.

Министерство финансов РФ, не согласившись с названным постановлением суда, в своей кассационной жалобе просит его отменить как необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, в иске к нему истцу отказать.

При этом заявитель ссылается на неправильное применение судом пункта 2 статьи 10 ФЗ “О ветеранах“, предусматривающей целевое финансирование из федерального бюджета расходов на реализацию установленных Законом льгот гражданам в бюджеты субъектов Федерации по факту наличия у субъекта таких расходов, что и означает предусмотренный данной нормой права порядок финансирования путем взаиморасчетов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации.


Кроме того, как полагает заявитель, толкуя данную норму права, указанные расходы учитываются при расчете финансовой помощи субъектам РФ из Федерального фонда финансовой поддержки.

Заявитель также ссылается на неподтверждение истцом размера иска из-за неприложения первичных платежных документов по каждому льготнику, а также на необоснованное включение в стоимость услуг, предъявленных к возмещению, налога на добавленную стоимость.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене постановления суда, находя его законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, в 2002 году истец в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ и во исполнение заключенного с Администрацией МО г. Партизанск 29.03.2002 договора N 1 предоставил в апреле - мае 2002 года льготы по оплате отопления и горячего водоснабжения гражданам-ветеранам, имеющим право на 50% скидку, на сумму 157899 руб. 94 коп. До вынесения решения судом платежным поручением N 178 от 27.11.2002 задолженность в сумме 102000 истцу перечислена Финансовым отделом Администрации г. Партизанска, в связи с чем иск уменьшен истцом до 55899 руб. 94 коп.

Удовлетворяя на основании статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ требования истца в оставшейся сумме долга за счет казны Российской Федерации, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался статьей 10 ФЗ “О ветеранах“, предусматривающей учет расходов органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, имеющих целевое назначение.


При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по указанному Закону.

Вместе с тем Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 “О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года“ предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.

С учетом изложенного доводы заявителя кассационной жалобы необоснованны.

Как правильно установлено судом апелляционной инстанции, финансирование на реализацию льгот, установленных ФЗ “О ветеранах“, из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось.

Указанное подтверждается ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ N 194-ФЗ от 30.12.2001, согласно статьям 54 - 57 которого данные расходы в составе расходов федерального бюджета на 2002 год не утверждались.


Не предусмотрены они как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации согласно приложению N 11 к ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“.

В официальном тексте документа, видимо, допущены опечатки: Закон Приморского края “О краевом бюджете на 2002 год“ принят 26.11.2001, а не 26.11.2002 и имеет номер 174-КЗ, а не 174.

Вместе с тем согласно статье 27 Закона Приморского края “О краевом бюджете на 2002 год“ от 26.11.2002 N 174 в составе расходов бюджета Приморского края утверждены финансовые средства для передачи муниципальным образованиям на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ “О ветеранах“, в том числе и в части льгот по оплате коммунальных услуг в сумме 252866 т. руб., в том числе г. Партизанску 8255 т. руб.

Указанные средства перечислены энергоснабжающим организациям.

Поскольку бюджету субъекта РФ по Приморскому краю в 2002 году из федерального бюджета средства для исполнения ФЗ “О ветеранах“ не передавались, суд апелляционной инстанции правомерно, в соответствии со статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, удовлетворил требования истца за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ, освободив от ответственности по иску субъект Федерации.


Доводы заявителя о неподтверждении истцом размера иска опровергаются материалами дела, в том числе списками льготников, актом сверки задолженности между ООО “Программы учета“ (подрядной организацией ОАО “Дальэнерго“) и Управлением соцзащиты населения Администрации г. Партизанска.

Ссылка заявителя на включение истцом в стоимость компенсации налога на добавленную стоимость не подтверждается материалами дела, кроме того, сумма иска составляет 50% стоимости, выставляемой физическим лицам за потребленную тепловую энергию, которые не являются плательщиками этого налога.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Арбитражного суда Приморского края от 29.08.2003 по делу N А51-10484/02-5-437/17 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.