Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.11.2003 N Ф03-А73/03-1/2719 Поскольку отсутствует решение уполномоченного органа о передаче имущества в муниципальную собственность, оно находится в ветхом состоянии, а истец уклоняется от предоставления ответчику машин, механизмов в объеме, предусмотренном действующими нормативами, правомерно отказано в иске об обязании принять в муниципальную собственность имущество.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 11 ноября 2003 года Дело N Ф03-А73/03-1/2719“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ в лице филиала “Хабаровская теплоэлектроцентраль N 1“ на решение от 20.06.2003, постановление от 22.08.2003 по делу N А73-3783/2002-43 (АИ-1/840) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ в лице филиала “Хабаровская теплоэлектроцентраль N 1“ к Администрации г. Хабаровска, 3 лица: Министерство финансов Хабаровского края, Министерство имущественных отношений Хабаровского края, об обязании принять в муниципальную собственность имущество.

В соответствии со ст. 176 АПК РФ
изготовление мотивированного постановления откладывалось до 11.11.2003.

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ в лице филиала “Хабаровская теплоэлектроцентраль N 1“ (далее - Хабаровская ТЭЦ N 1) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Хабаровска об обязании принять в муниципальную собственность жилые дома, хозяйственный корпус стадиона “Энергетик“, 2548,65 погонного метра тепловых сетей, 3785 погонных метров водопровода, 4688,35 погонного метра канализационных сетей и об оформлении акта приема-передачи по утвержденной форме.

При возбуждении производства к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство имущественных отношений Хабаровского края.

Первоначально принятые по настоящему делу судебные акты отменены в кассационном порядке по постановлению от 30.12.2002 N Ф03-А73/02-1/2704 и дело направлялось на новое рассмотрение в первую инстанцию для исследования обстоятельств, связанных с соблюдением порядка передачи ответчику спорных объектов, возможностью заключения сторонами мирового соглашения и уточнения предмета иска.

Определением суда от 29.01.2003 к участию в деле привлечено в качестве третьего лица Министерство финансов Хабаровского края.

До принятия судом решения истец исключил из предмета иска жилые дома в связи с урегулированием спора в этой части.

Решением суда от 20.06.2003 в иске отказано со ссылками на отсутствие решения уполномоченного органа о передаче спорного имущества в муниципальную собственность, уклонение истца от предоставления ответчику машин, механизмов в объеме, предусмотренном действующими нормативами, а также со ссылкой на ветхое состояние имущества.

Постановление апелляционной инстанции суда от 22.08.2003, оставившее в силе данный судебный акт, мотивировано этими же обстоятельствами.

Законность принятых по делу решения и постановления проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Хабаровской ТЭЦ N 1.

Обжалуя судебные акты, заявитель
просит их отменить и удовлетворить иск, так как считает, что спорные объекты включены в перечень муниципальной собственности при приватизации предприятия и подлежат передаче ответчику на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, приказа КУГИ Хабаровского края от 18.07.2000 N 293.

Истец оспаривает также выводы суда о том, что после передачи жилого фонда в муниципальную собственность ему поступает плата за коммунальные услуги, и о правомерности требования муниципального образования о передаче ему машин и механизмов, ссылаясь на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23.01.2002, Определение Верховного Суда РФ от 03.07.2001. Своей единственной обязанностью перед ответчиком заявитель считает передачу технической документации.

В настоящем заседании суда представители истца жалобу поддержали в полном объеме и дополнительно сослались на несоблюдение ответчиком распоряжения губернатора Хабаровского края от 05.02.2003 N 112-р.

Представитель администрации города жалобу отклонил по мотиву несоответствия доводов заявителя фактическим обстоятельствам.

Представители министерств края жалобу поддержали.

При проверке законности обжалованных судебных актов установлено, что отмене они не подлежат по следующим основаниям.

Истец является правопреемником приватизированного производственного объединения энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“.

Исковое требование о передаче в муниципальную собственность водопроводных, тепловых, канализационных сетей по приобщенному к иску перечню (л. д. 107 - 115, т. 1) заявлено на основании плана приватизации данного производственного объединения в той части, в которой из имущества, передаваемого акционерному обществу, исключены объекты социально-бытового и социально-культурного назначения, оставленные в государственной, муниципальной собственности.

Согласно акту оценки этих объектов, утвержденному КУГИ Хабаровского края 19.04.1993, стоимость их составила 7411,0 тысяч рублей.

Из этого же акта следует, что на баланс истцу переданы, кроме того, другие объекты, оставленные в государственной собственности (л. д. 26, т. 1).

Другим
основанием иска является приказ КУГИ Хабаровского края от 18.07.2000 N 293 “О регистрации перечня коммунальных сетей, передаваемых в муниципальную собственность г. Хабаровска Хабаровской ТЭЦ N 1“, изданный на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и постановления мэра г. Хабаровска от 29.06.2000 N 738.

Отменяя первоначально принятые по данному делу судебные акты, федеральный арбитражный суд округа в постановлении от 30.12.2002 N Ф03-А73/02-1/2704 исходил из того, что данное имущество передано не в муниципальную собственность, а в собственность субъекта РФ.

Одновременно ошибочными признаны и выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что для передачи не вошедшего в план приватизации предприятия имущества достаточно издания КУГИ приказа от 18.07.2000 N 293 о регистрации перечня этих сетей, поскольку они противоречат требованиям Постановления Правительства РФ от 04.03.1995 N 235, регулирующего условия и порядок передачи имущества в муниципальную собственность.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 235 издано 07.03.1995, а не 04.03.1995.

Исследовав в соответствии с указаниями кассационной инстанции обстоятельства, связанные с соблюдением истцом и субъектом РФ установленных законом для передачи спорного имущества условий и порядка, суд первой инстанции без превышения своих полномочий исследовал состав основных средств истца и установил, что недвижимого имущества, предназначенного для технического обслуживания, эксплуатации и ремонта спорных объектов, у него нет, а предложенные им ответчику в судебном заседании машины и механизмы не соответствуют по количеству и составу нормативному.

Указанный вывод суда, основанный на утвержденных Приказом Госстроя России от 05.09.2000 N 200 “Нормативах и методических указаниях по определению потребности в машинах и механизмах для эксплуатации и ремонта коммунальных и тепловых сетей“, а
также ветхое и ненадлежащее состояние спорных объектов заявитель жалобы не оспаривает.

В установленном порядке Хабаровская ТЭЦ N 1 не оспорила по существу и расчет средств, необходимых для приведения коммунальных сетей и хозяйственного корпуса стадиона “Энергетик“ в технически исправное состояние и на приобретение машин и механизмов для обслуживания сетей.

Повторно исследовав представленные сторонами доказательства, апелляционная инстанция поддержала данные выводы суда первой инстанции и констатировала отказ от передачи ответчику необходимых средств, который является дополнительным доказательством несоблюдения заявителем жалобы установленных законом условий и порядка передачи имущества в муниципальную собственность.

Несостоятельными признаются доводы заявителя о том, что передаваемые сети к моменту обращения его с настоящим иском в суд не являлись федеральной собственностью, поскольку данное обстоятельство подтверждено при новом рассмотрении дела фактом принятия Министерством имущественных отношений Хабаровского края повторного распоряжения от 09.12.2002 N 1609 о регистрации спорного перечня инженерных сетей, на основании которого они подлежали исключению из перечня федерального имущества (пункт 3 распоряжения).

О нарушении субъектом РФ установленного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 порядка и условий передачи сетей на муниципальный уровень собственности свидетельствует и принятое губернатором края распоряжение от 05.02.2003 N 112-р.

В частности, в интересах муниципальных образований края данное распоряжение обязывает руководителей хозяйствующих обществ до приема-передачи объектов в муниципальную собственность привести их в исправное состояние, а краевые министерства - рассмотреть представленную техническую документацию по передаче объектов в муниципальную собственность, согласовать ее с губернатором края и направить в Мингосимущество РФ для защиты финансирования расходов муниципальных образований на содержание и эксплуатацию этих объектов (л. д. 88, т. 3).

Данное распоряжение Ф.И.О. дублирует упомянутое федеральное законодательство и, кроме того, правило ст.
86 БК РФ, согласно которому при принятии органами государственной власти решений, влекущих увеличение расходов муниципальных образований, последним гарантировано обеспечение их полной компенсации.

В части, касающейся хозяйственного корпуса стадиона “Энергетик“, судебные акты правомерны, так как истец не доказал возможность использования ответчиком этого практически разрушенного объекта по целевому назначению.

Об этом же свидетельствует и содержание письменного обращения Хабаровской ТЭЦ N 1 в краевое министерство с просьбой выставить этот объект на торги (л. д. 19, т. 30).

Признаются ошибочными, кроме того, и доводы Хабаровской ТЭЦ N 1 о преюдициальном значении по данному делу судебных актов по делу, рассмотренному Хабаровским краевым судом по иску прокурора Хабаровского края о признании недействительными пунктов 1.2, 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 17 постановления главы Администрации Хабаровского края от 26.05.1997 N 211, поскольку они содержат оценку обязательств субъекта РФ и не затрагивают законные интересы муниципального образования, вина которого по данному делу не доказана.

Руководствуясь статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение и постановление Арбитражного суда Хабаровского края от 20.06.2003, 22.08.2003 по делу N А73-3783/2002-43 (АИ-1/840) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.