Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.11.2003 N Ф03-А51/03-2/2594 Правомерно удовлетворено заявление налогового органа о привлечении к административной ответственности, поскольку факт реализации алкогольной продукции ответчиком без сертификатов соответствия и справок к товаротранспортным накладным подтвержден материалами дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 05 ноября 2003 года Дело N Ф03-А51/03-2/2594“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение от 21.03.2003, постановление от 08.05.2003 по делу N А51-3144/03-4-115А Арбитражного суда Приморского края по заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Партизанску Приморского края к индивидуальному предпринимателю Прохорчику Г.П. о привлечении к административной ответственности.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Партизанску (далее - инспекция по налогам и
сборам) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Ф.И.О. (далее - предприниматель).

Решением суда от 21.03.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.05.2003, требования налогового органа удовлетворены и предприниматель привлечен к административной ответственности за нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде взыскания штрафа в размере сорока минимальных размеров оплаты труда. Данный судебный акт мотивирован тем, что в действиях предпринимателя Прохорчика Г.П. усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, а именно - реализация алкогольной продукции без сертификатов соответствия и справок к товаротранспортным накладным.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприниматель подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что протокол об административном правонарушении от 28.02.2003 в нарушение требований, установленных ст. 28.3 КоАП РФ, составлен неуполномоченным лицом.

Инспекция по налогам и сборам отзыв на кассационную жалобу не представила.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебном заседании не присутствовали.

Проверив правильность применения арбитражным судом норм материального права и норм процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция пришла к выводу об отсутствии оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

Как установлено материалами дела, 26.02.2003 инспекцией по налогам и сборам совместно с сотрудниками милиции проведена проверка соблюдения требований законодательства об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине, расположенном по адресу: г. Партизанск, ул. Гоголевская, 10,
принадлежащем предпринимателю, осуществляющему деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации от 19.09.1994 N 989. В ходе проверки установлено, что в указанной торговой точке осуществлялась розничная торговля алкогольной продукции в ассортименте без сертификатов соответствия и справки к товаротранспортным накладным. По результатам проверки 26.02.2003 составлены акт N 12, протокол от 28.02.2003 N 20.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 КоАП РФ инспекция по налогам и сборам 05.03.2003 обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 названного Кодекса.

Арбитражный суд, рассмотрев материалы проверки, пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена указанной правовой нормой КоАП РФ.

Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ закреплено, что розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечет наложение административного штрафа с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сертификатов соответствия.

Пунктом 1 статьи 26 вышеназванного Закона также запрещается оборот алкогольной продукции без оформленных документов, подтверждающих легализацию их производства и оборота.

Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1019
“Об утверждении Перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации“ определены документы, удостоверяющие легальность производства этилового спирта и алкогольной продукции и контролирующие их прохождение от организации-производителя до потребителя на территории Российской Федерации, к которым в том числе отнесены копия сертификата соответствия, выданного территориальным органом Госстандарта России, заверенная печатью владельца товара, из чего следует, что ссылки в товаротранспортных документах на сертификат соответствия недостаточно; справка к товарно-транспортной накладной, заполняемая при каждой последующей оптовой реализации товара последним собственником (продавцом) и покупателем и заверяемая их печатями.

Согласно пункту 6 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987, продавец обязан иметь оформленную в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, товарно-транспортную документацию, заверенную подписью изготовителя или поставщика и содержащую сведения о проведенной сертификации. Указанная документация должна быть представлена покупателю или контролирующему органу по их требованию.

Предпринимателем не были представлены налоговому органу сертификаты соответствия и справки к товарно-транспортным накладным на реализуемую в розницу алкогольную продукцию ни при проведении проверки, ни в ходе судебного разбирательства.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод арбитражного суда о совершении предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Вместе с тем кассационная инстанция отклоняет как несостоятельный довод заявителя жалобы об отсутствии у инспекции по налогам и сборам полномочий по составлению административных протоколов по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

В соответствии с подпунктом 64 пункта 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вправе составлять протоколы об административных
правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

На Государственную налоговую службу РФ Постановлением Правительства РФ от 17.07.1998 N 793 “Вопросы Государственной налоговой службы РФ“ (с изменениями и дополнениями), изданным на основании Указа Президента РФ от 30.04.1998 N 483 “О структуре федеральных органов исполнительной власти“, возложено осуществление функций, в том числе по государственному контролю за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. Поскольку к обороту алкогольной продукции относится и ее розничная продажа, то налоговые органы имеют право составлять административные протоколы и в случаях нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, то есть по статье 14.16 КоАП РФ.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не имеют правового значения для квалификации состава административного правонарушения в связи с установлением и проверкой всех обстоятельств дела судом, правомочным рассматривать дела об административных нарушениях.

При таких обстоятельствах по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда третьей инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судом первой и второй инстанций обстоятельств дела, оценка которым дана согласно статье 71 этого же Кодекса.

В силу изложенного решение и постановление отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.03.2003, постановление апелляционной инстанции от 08.05.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-3144/03-4-115А оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.