Решения и постановления судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.11.2003 N Ф03-А51/03-2/2694 Хранение нефтепродуктов, осуществляемое для обеспечения деятельности по розничной продаже горюче-смазочных материалов через автозаправочную станцию, не является самостоятельным видом деятельности, на получение которого требуется лицензия, а значит, оснований для привлечения к административной ответственности у проверяющего органа не имелось.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 03 ноября 2003 года Дело N Ф03-А51/03-2/2694“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение от 05.08.2003 по делу N А51-8339/2003-16-387 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Управления по борьбе с экономическими преступлениями Управления внутренних дел Приморского края к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление в полном объеме изготовлено 03.11.2003.

Управление по борьбе с экономическими преступлениями Управления внутренних дел Приморского края (далее - УБЭП УВД Приморского
края) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, Ф.И.О. (далее - предприниматель) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 05.08.2003 заявленное требование удовлетворено, предприниматель привлечен к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 4000 рублей за осуществление хранения нефтепродуктов без соответствующей лицензии. Судебный акт мотивирован тем, что хранение нефтепродуктов в целях осуществления предпринимательской деятельности по розничной продаже нефтепродуктов через АЗС возможно только при наличии лицензии на их хранение.

Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель Разинков М.А. заявил кассационную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, осуществляющего деятельность по розничной реализации нефтепродуктов, хранение нефтепродуктов является неотъемлемой частью единого процесса по розничной реализации нефтепродуктов, которая по действующему законодательству не относится к лицензируемому виду деятельности.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, участия в заседании суда кассационной инстанции не принимали.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и
процессуального права, кассационная инстанция пришла к выводу об отмене обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, УБЭП при УВД Приморского края в ходе проведения проверки автозаправочной станции контейнерного типа, расположенной в пос. Трудовом по ул. 2-я Шоссейная (28 км), арендуемой предпринимателем Разинковым М.А. (свидетельство о государственной регистрации от 25.03.2003 ИТД N 1150), установлено хранение бензина АИ-92, А-76 и дизельного топлива без лицензии на право осуществления деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 24.06.2003, на основании которого УБЭП УВД Приморского края обратилось с заявлением в арбитражный суд о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с указанной нормой Кодекса осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на предпринимателей - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Статьей 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ определен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. К таким видам деятельности отнесено хранение нефти, газа и продуктов их переработки. Принятым во исполнение настоящего Федерального закона Постановлением Правительства
Российской Федерации от 28.08.2002 N 637 “О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки“ утверждены положения о лицензировании деятельности по хранению и транспортировке нефти, газа и продуктов их переработки.

Исходя из содержания указанных выше Федерального закона и Постановления Правительства РФ хранение нефти, газа и продуктов их переработки подлежит лицензированию в том случае, если оно направлено на получение прибыли от оказания услуг по хранению нефти, газа и продуктов их переработки и осуществляется как самостоятельный вид предпринимательской деятельности.

В связи с тем, что хранение нефтепродуктов осуществлялось предпринимателем для обеспечения деятельности по розничной продаже горюче-смазочных материалов через автозаправочную станцию, и оно не является самостоятельным видом деятельности, на получение которого требуется лицензия, оснований для его привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ не имелось.

Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства дела, неправильно применил статью 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001, что повлекло принятие незаконного судебного акта.

Поскольку арбитражным судом принято решение с неправильным применением норм материального права, то оно подлежит отмене с принятием нового решения.

Определением кассационной инстанции от 29.09.2003, в порядке статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приостановлено исполнение решения суда первой инстанции от 05.08.2003. Данное определение
подлежит отмене в связи с окончанием производства по кассационной жалобе.

Руководствуясь статьями 283, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.08.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-8339/03-16-387 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.

В удовлетворении заявления Управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД Приморского края о привлечении к административной ответственности предпринимателя Ф.И.О. по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ - отказать.

Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.09.2003 о приостановлении исполнения судебного акта отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.