Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.09.2003 N Ф03-А73/03-1/2400 Выпадающие доходы истца правомерно взысканы за счет средств казны РФ, поскольку из федерального бюджета в спорный период было выделено недостаточно средств на реализацию льгот для инвалидов, установленных федеральным законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 22 сентября 2003 года Дело N Ф03-А73/03-1/2400“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по Хабаровскому краю на постановление от 24.07.2003 по делу N А73-4529/2002-19 (АИ-1/660) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ к Администрации Хабаровского района, Комитету социальной защиты населения Администрации Хабаровского района, Финансовому управлению Администрации Хабаровского района, Министерству финансов Правительства Хабаровского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 86254,02 рубля.

В соответствии со статьей 176
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное постановление суда кассационной инстанции в полном объеме изготовлено 22.09.2003.

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации Хабаровского района, Комитету социальной защиты населения Администрации Хабаровского района, Финансовому управлению Администрации Хабаровского района, Министерству финансов Правительства Хабаровского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 86254 руб. 02 коп., составляющих убытки, образовавшиеся в результате предоставления гражданам льгот по оплате электроэнергии в январе - марте 2002 года на основании ФЗ РФ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

До принятия судом решения истец на основании ст. 49 АПК РФ уточнил размер исковых требований и просил взыскать 72404 руб. 53 коп.

Решением суда от 16.05.2003 убытки в уточненном размере взысканы с Министерства финансов Хабаровского края за счет казны Хабаровского края, остальные ответчики от ответственности освобождены.

Постановлением апелляционной инстанции от 24.07.2003 убытки в размере 72404 руб. 53 коп. взысканы с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации. В остальной части решение оставлено без изменения.

Возлагая ответственность по возмещению убытков на Министерство финансов РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции сослался на недостаточное финансирование из федерального бюджета гарантированных Федеральным законом льгот.

Законность принятого постановления проверяется кассационной инстанцией в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 АПК РФ, по жалобе Министерства финансов РФ, которое просит его отмены как принятого с нарушением норм материального права и норм процессуального права.

По мнению заявителя, суд необоснованно удовлетворил требование о взыскании убытков за счет средств федерального бюджета, поскольку ФЗ РФ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ обязанность по возмещению
расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам, проживающим в муниципальном жилищном фонде, возложена на субъекты Федерации и органы местного самоуправления.

В жалобе утверждается также, что в 2002 году Хабаровскому краю на реализацию ФЗ РФ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ из федерального бюджета было перечислено 159905000 рублей, то есть больше запланированного названному субъекту объема Фонда компенсаций (149855000 рублей), предусмотренного приложением N 13 к ФЗ РФ “О федеральном бюджете на 2002 год“.

Министерство финансов Хабаровского края в представленном отзыве доводы заявителя жалобы отклонило.

При проверке законности обжалованного судебного акта кассационной инстанцией жалоба признана необоснованной в полном объеме по следующим основаниям.

ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ за счет собственных средств в январе - марте 2002 года в соответствии с ФЗ РФ “О социальной защите инвалидов в РФ“ предоставило льготы по оплате потребленной электрической энергии семьям, имеющим инвалидов, проживающим в Хабаровском районе.

Соответствующие льготы предусмотрены статьей 17 ФЗ N 181-ФЗ от 24.11.1995 “О социальной защите инвалидов в РФ“, источник финансирования льгот данный Закон не определил.

Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного Закона, установлено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления, однако указанное Постановление также не устанавливает источник финансирования этих льгот.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 119-ФЗ принят 24.06.1999, а не 24.01.1999.

Исходя из норм ФЗ РФ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.01.1999, исполнение обязательств в области социальной защиты и финансирование реализации государственных полномочий должны осуществляться за счет федерального бюджета путем
передачи средств нижестоящим бюджетам.

В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в бюджет Хабаровского края в 2002 году поступило целевым назначением субсидий из Федерального фонда компенсаций на сумму 159905000 рублей, против запланированных в бюджете 149855000 рублей.

Указанные средства федерального бюджета в полном объеме (159905 тыс. руб.) распределены субъектом через органы Федерального казначейства, что соответствует Порядку, установленному Постановлением Правительства РФ N 536 от 14.07.2001 “О Порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ РФ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, ФЗ РФ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ (в редакции от 28.02.2002 N 137).

Факт нецелевого использования субъектом РФ указанных средств Министерством финансов не доказан, из чего следует, что на сумму 72404 руб. 53 коп. выпадающие доходы возникли у истца по вине федерального бюджета.

Кроме того, при сверке расчетов финансовой помощи из федерального бюджета Хабаровскому краю в 2002 году с Министерством финансов РФ согласована сумма расходов на реализацию жилищно-коммунальных льгот инвалидам по ФЗ РФ “О социальной защите инвалидов в РФ“ из расчета численности 73798 человек при федеральных стандартах стоимости этих услуг 36 руб./кв. м, социальной норме площади жилья 18 кв. м, что составляет 286927000 руб. против установленного Постановлением Правительства РФ N 804 от 19.11.2001 федерального стандарта 43 руб./кв. м.

Таким образом, арбитражным судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о том, что объем запланированных и предоставленных из федерального бюджета финансовых средств на реализацию ФЗ РФ
“О социальной защите инвалидов в РФ“ Хабаровскому краю недостаточен для финансирования спорных льгот.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 24.07.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-4529/2002-19 (АИ-1/660) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.