Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.05.2003 N Ф03-А04/03-2/983 В связи с тем, что нарушен срок для ввоза импортного оборудования на территорию Российской Федерации, орган валютного контроля правомерно привлек к административной ответственности комитет по здравоохранению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 15 мая 2003 года Дело N Ф03-А04/03-2/983“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Амурского отдела Дальневосточного регионального управления валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации на решение от 26.02.2003 по делу N А04-376/03-1/61 Арбитражного суда Амурской области по заявлению Комитета по здравоохранению Администрации Амурской области к Амурскому отделу Дальневосточного регионального управления валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации о признании незаконным постановления N 08/10-02/27 от 30.01.2003.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ изготовление мотивированного постановления откладывалось до 15.05.2003.

Комитет по здравоохранению Администрации Амурской области (далее - Комитет по
здравоохранению) обратился с заявлением о признании незаконным постановления N 08/10-02/27 от 30.01.2003 Амурского отдела Дальневосточного регионального управления валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации (далее - орган валютного контроля), которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение валютного законодательства.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 26.02.2003 заявленные требования удовлетворены со ссылкой на то, что в соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ от 21.11.1995 N 1163 “О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации“ (далее - Указ N 1163) Комитетом по здравоохранению не нарушен 180-дневный срок, установленный данным Указом для импортеров-резидентов для ввоза товара, стоимость которого эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте. Поэтому у органа валютного контроля отсутствовали правовые основания для привлечения Комитета по здравоохранению к административной ответственности по части 2 статьи 15.25 КоАП РФ.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Законность принятого судебного решения проверяется по жалобе органа валютного контроля, который просит его отменить, сославшись на нарушение судом норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы указывает на то, что судом сделан ошибочный вывод о применении 180-дневного срока для ввоза импортного товара, установленного Указом Президента РФ N 1163, так как в данной части указанный нормативный акт противоречит Закону РФ “О валютном регулировании и валютном контроле“, которым установлен 90-дневный срок для текущих валютных операций. Поскольку Комитетом по здравоохранению товар ввезен на территорию России с нарушением указанного срока, то последний правомерно привлечен к административной ответственности по
части 2 статьи 15.25 КоАП РФ.

Представители органа валютного контроля в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Комитет по здравоохранению отзыв на жалобу не представил и участия в судебном заседании не принимал, хотя надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителей органа валютного контроля, суд кассационной инстанции считает, что жалоба подлежит удовлетворению, а судебное решение - отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела установлено, что Комитет по здравоохранению 16.08.2002 заключил с фирмой-нерезидентом АО “Медикор“, Венгрия, контракт N 102-11-682/2 на поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования. На основании данного контракта, а также паспорта импортной сделки Комитет по здравоохранению 17.09.2002 осуществил авансовый платеж фирме-нерезиденту в сумме 384898 долл. США, которая в течение 90 дней от даты авансового платежа, но не позднее 15.12.2002, обязана была поставить медицинское оборудование на указанную сумму либо возвратить аванс.

Органом валютного контроля на основании информации уполномоченного банка о нарушении импортером, каковым является Комитет по здравоохранению, подпункта “а“ пункта 9 статьи 1 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле“ и представленных последним документов установлено, что в срок до 15.12.2002 на таможенную территорию Российской Федерации поступил товар на сумму 159300 долл. США. На оставшуюся сумму 128604 долл. США (384898 - 159300 - 96994 (стоимость похищенного товара) = 128604) товар на таможенную территорию Российской Федерации поступил по истечении указанного срока, а именно: 21 и 22 декабря 2002 года, что подтверждается счетами фирмы “Медикор“ N 02/3051 на сумму 138848 долл. США, N 02/3057 на сумму 628026 долл. США, N 02/3053 на сумму
73168 долл. США, листами уведомлениями о прибытии груза по указанным счетам с отметками Брянской таможни от 21.12.2002 и 22.12.2002, а также протоколом об административном правонарушении от 28.01.2003.

30.01.2003 органом валютного контроля принято постановление N 08/10-02/27 о привлечении Комитета по здравоохранению к административной ответственности за нарушение валютного законодательства, предусмотренной частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 0,1 суммы незаконной валютной операции в сумме 12860 долл. США, что в рублевом эквиваленте составляет 408948 руб. Штраф предложено уплатить в добровольном порядке в тридцатидневный срок со дня получения постановления.

Комитет по здравоохранению не согласился с принятым постановлением и оспорил его в судебном порядке. Судом необоснованно, в нарушение действующего валютного законодательства, оспариваемое постановление признано незаконным. Заявитель, перечислив авансовый платеж в сумме 384898 долл. США в счет поставки импортного медицинского оборудования, осуществил текущую валютную операцию, понятие которой дано в пункте 9 статьи 1 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле“. В соответствии с данной нормой права к текущим валютным операциям относятся в том числе переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней.

Указ N 1163 содержит требование к импортеру-резиденту о ввозе товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечении возврата ранее перечисленных средств в иностранной валюте в течение 90 дней с даты оплаты товара. Арбитражным судом ошибочно, без учета требований пункта 3
статьи 90 Конституции Российской Федерации и вышеназванной нормы Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле“, сделан вывод о том, что Комитет по здравоохранению имел право ввезти импортное оборудование на территорию Российской Федерации в течение 180 дней с даты оплаты товара, а не в течение 90 дней.

Согласно пункту 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Указ N 1163, устанавливающий 180-дневный срок для ввоза импортного товара с момента его оплаты, издан 21.11.1995. Федеральный закон N 192-ФЗ, определивший срок текущих валютных операций, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций, не более 90 дней, принят 29.12.1998. Поскольку в части сроков Указ N 1163 противоречит Федеральному закону N 192-ФЗ, подлежит применению данный Федеральный закон, имеющий большую юридическую силу.

Кроме этого, Указом Президента РФ N 410 от 08.04.2003 внесены изменения в Указ N 1163, которые вступили в силу с 01.07.2002 и в соответствии с которыми срок для ввоза импортного товара также составляет 90 дней с даты оплаты товара.

В связи с тем, что Комитетом по здравоохранению нарушен указанный срок и импортное оборудование на сумму 128604 долл. США ввезено на территорию Российской Федерации после его истечения, то орган валютного контроля правомерно привлек Комитет по здравоохранению к административной ответственности по части 2 статьи 15.25 КоАП РФ. Данная норма права предусматривает, что невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств - влечет наложение
административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Арбитражный суд, делая вывод о ненарушении Комитетом по здравоохранению 90-дневного срока по ввозу товара, ошибочно указал даты 02.10.2002 и 02.12.2002, когда товар был отгружен инопартнером, АО “Медикор“.

Однако объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ, заключается в нарушении установленной обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров в установленный срок. Следовательно, товар не просто должен быть отгружен иностранным поставщиком-нерезидентом в 90-дневный срок, а должен быть ввезен в указанный срок на территорию Российской Федерации. Материалами дела подтверждается и не оспаривается Комитетом по здравоохранению, что импортный товар на сумму 128604 долл. США ввезен на территорию Российской Федерации 21 и 22 декабря 2002 года, а 90-дневный срок для его ввоза истек 15.12.2002.

В связи с тем, что судом правильно установлены обстоятельства дела, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, судебное решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным оспариваемого постановления органа валютного контроля.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Амурской области от 26.02.2003 по делу N А04-376/03-1/61 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.

В удовлетворении заявления Комитета по здравоохранению Администрации Амурской области о признании незаконным постановления N 08/10-02/27 от 30.01.2003 Амурского отдела Дальневосточного регионального управления валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.