Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.04.2003 N Ф03-А16/03-2/757 Дело по иску к налоговому органу о возврате из бюджета излишне уплаченного единого социального налога направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием всех обстоятельств дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 25 апреля 2003 года Дело N Ф03-А16/03-2/757“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Биробиджану на решение от 23.12.2002, постановление от 19.02.2003 по делу N А16-1161/2002 Арбитражного суда Еврейской автономной области по иску государственного унитарного предприятия “Биробиджанский комбинат питания Дорожного центра рабочего снабжения Дальневосточной железной дороги“ к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Биробиджану о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налога.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме
откладывалось до 25.04.2003.

Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 23.12.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.02.2003, удовлетворены исковые требования государственного унитарного предприятия “Биробиджанский комбинат питания Дорожного центра рабочего снабжения Дальневосточной железной дороги“ к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Биробиджану о возврате из бюджета излишне уплаченного единого социального налога за период с 01.01.2002 по 14.11.2002 в сумме 162013,28 руб. с начислением процентов на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок.

При этом суд, признав факт наличия имеющейся переплаты по налогу, руководствовался статьей 78 Налогового кодекса РФ.

Не согласившись с выводами суда обеих инстанций, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты как принятые с нарушением норм материального права отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Заявитель жалобы сослался на неприменение судом положений Федерального закона N 104-ФЗ от 24.07.2002, которым предусмотрен специальный порядок возмещения налогоплательщикам, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход, уплаченных в 2002 году сумм единого социального налога путем зачета в счет сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие внебюджетные фонды. По мнению ответчика, возврат уплаченных в 2002 году сумм единого социального налога законодателем не предусмотрен.

Проверив законность состоявшихся по делу судебных актов, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Как следует из материалов дела, государственное унитарное предприятие “Биробиджанский комбинат общественного питания Дорожного центра рабочего снабжения Дальневосточной железной дороги“ переведено на уплату единого налога на вмененный налог.

В соответствии с подпунктом 10 части третьей статьи 1 Федерального закона N 148-ФЗ от 31.07.1998 “О едином налоге
на вмененный доход для определенных видов деятельности“ (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ) комбинат общественного питания уплачивал единый социальный налог.

Статьей 4 Федерального закона N 104-ФЗ от 24.07.2002 “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах“ внесены изменения в ФЗ от 31.07.1998 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“: подпункт 10 части третьей статьи 1 исключен.

Федеральный закон N 104-ФЗ от 24.07.2002 введен в действие через месяц со дня его опубликования (т.е. с 29.08.2002).

Следовательно, с комбината общественного питания единый социальный налог не подлежит взиманию с 30.08.2002.

Статьей 5 Федерального закона N 104-ФЗ от 24.07.2002 установлено, что суммы единого социального налога, уплаченные в 2002 году в федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджеты территориальных фондов медицинского страхования налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, подлежат зачету в счет сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды согласно статье 7 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“.

Статьей 8 этого же Закона установлено, что статьи 4 и 5 настоящего Федерального закона распространяются на отношения, возникшие с 01.01.2002.

Таким образом, законодательством установлен способ возмещения налогоплательщику суммы законно уплаченного им в бюджет единого социального налога в период с 01.01.2002 по 30.08.2002 в виде зачета суммы налога в счет предстоящих платежей.

Обстоятельства настоящего дела свидетельствуют о
том, что комбинат общественного питания за период 01.01.2002 по 14.11.2002 уплатил единый социальный налог в сумме 162013,28 руб.

Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по г. Биробиджану письмом от 27.11.2002 за N 07/15854 отказано комбинату в возврате всей суммы уплаченного единого социального налога со ссылкой на статью 5 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ.

Принимая решение о возврате 162013,28 руб., обе судебные инстанции ошибочно руководствовались в данном случае только статьей 78 Налогового кодекса РФ, устанавливающей порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, без учета положений Федерального закона N 104-ФЗ от 24.07.2002.

При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать вопрос о наличии у истца излишних платежей по социальному налогу, начиная с 30.08.2002, то есть с момента, когда законодательством установлено, что с плательщиков единого налога на вмененный доход не взимается единый социальный налог.

При этом следует установить, имелись ли у заявителя недоимки по налогам и сборам, задолженности по пени перед тем бюджетом (внебюджетным фондам), за счет средств которого должен быть осуществлен возврат, поскольку, если такая недоимка или задолженность имеется, возврат производится только после проведения зачета.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.12.2002 и постановление апелляционной инстанции от 19.02.2003 по делу N А16-1161/2002 Арбитражного суда Еврейской автономной области отменить. Дело передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.