Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.03.2003 N Ф03-А51/03-1/263 Дело по иску о взыскании ущерба, причиненного лесному хозяйству незаконной порубкой леса, передано на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 11 марта 2003 года Дело N Ф03-А51/03-1/263“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения “Уссурийский сельский лесхоз“ на решение от 09.07.2002, постановление от 29.10.2002 по делу N А51-1040/04-28-51 Арбитражного суда Приморского края по иску Уссурийский лесхоз Комитета природных ресурсов по Приморскому краю Министерства природных ресурсов к Уссурийскому сельскому лесхозу, 3-е лицо: общественная организация бывших военнослужащих спецслужб “Роса-Уссурийск“, о взыскании 4396878 рублей.

В соответствии со ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 11.03.2003.

Уссурийский лесхоз Комитета природных ресурсов по Приморскому краю Министерства
природных ресурсов РФ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Уссурийскому сельскому лесхозу о взыскании 4396878 рублей ущерба, причиненного лесному хозяйству незаконной порубкой леса в лесном массиве в с. Монакино Уссурийского района.

Определением суда от 01.04.2002 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена общественная организация бывших военнослужащих спецслужб “Роса-Уссурийск“.

Решением от 09.07.2002 и постановлением апелляционной инстанции от 29.10.2002 исковое требование Уссурийского лесхоза о взыскании с Уссурийского сельского лесхоза 4396878 рублей ущерба удовлетворено в полном объеме на основании ст. 111 Лесного кодекса РФ.

При этом суд установил, что нормами лесного законодательства и Положением о Министерстве лесного хозяйства РФ его территориальным органам (сельским лесхозам) не предоставлено право выписки лесорубочных билетов. Поэтому спорную рубку, осуществленную Уссурийским сельским лесхозом на основании выписанного им самим лесорубочного билета, суд счел незаконной.

Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением, Уссурийский сельский лесхоз в своей кассационной жалобе просит их отменить и отказать истцу в удовлетворении его требований.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.07.1997 N 804 Министерство сельского хозяйства и продовольствия является наряду с Федеральной службой лесного хозяйства России специально уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Поэтому лесорубочный билет на рубку промежуточного пользования N 16 от 02.11.2001 считает выписанным на законных основаниях полномочным территориальным органом Министерства сельского хозяйства РФ.

Указывает на то, что судебные акты приняты без учета Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 28.02.2002 N 196 “О государственном управлении в области использования, охраны, защиты участков
лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находящихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование“; Письма N 30-01-13/193 от 15.06.2001 Управления лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства России; Письма N 1-30/2051 от 09.11.1999 Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ; Рекомендаций по ведению лесного хозяйства на участках лесного фонда, ранее находящихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование, утвержденных 17.03.2000 Министром сельского хозяйства и продовольствия; Решения Верховного Суда РФ от 18.07.2002.

Уссурийский сельский лесхоз, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания жалобы, своего представителя для участия в судебном заседании кассационной инстанции не направил.

Представитель Уссурийского лесхоза выразил согласие с принятыми по делу решением и постановлением и просил оставить их без изменения.

В соответствии со ст. 163 АПК РФ в заседании объявлялся перерыв.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и выслушав представителя истца, судебная коллегия ФАС ДВО находит обжалуемые решение и постановление подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, в ноябре - декабре 2001 года Уссурийский сельский лесхоз на основании лесорубочного билета N 16 от 02.11.2001, выписанного им самим, произвел рубку леса на территории оленника N 3 в лесном массиве с. Монакино Уссурийского района.

Указанная рубка определена Уссурийским лесхозом как незаконная и зафиксирована протоколом о лесонарушении N 14 от 10.01.2002. В соответствии с данным протоколом объем лесонарушения составил 144,24 куб. м древесины, размер ущерба определен лесхозом на основании Постановления Правительства РФ от 21.05.2001 N 388 в сумме 4396878 рублей.

Удовлетворяя иск Уссурийского лесхоза на указанную сумму, суд исходил из того, что договор от 26.05.1997
о ведении лесного хозяйства в сельскохозяйственных лесах, заключенный между сельхозпредприятием АО “Октябрьское“ и Уссурийским сельским лесхозом, на момент выписки лесорубочного билета и рубки леса прекратил свое действие ввиду ликвидации сельхозпредприятия; Уссурийскому сельскому лесхозу не представлено право выписки лесорубочных билетов и спорная рубка является незаконной.

В соответствии со ст. ст. 63, 65 ГК РФ юридическое лицо, признанное банкротом, считается ликвидированным с момента исключения его из единого государственного реестра. Судом указанное обстоятельство при установлении окончания действия договора от 26.05.1997 о ведении лесного хозяйства не было исследовано. За основу вывода о ликвидации АОЗТ “Октябрьское“ ошибочно принято сообщение Отдела регистрации предприятий и предпринимателей Администрации МО города Уссурийска (л. д. 105) о государственной регистрации определения Арбитражного суда Приморского края от 17.01.2001 по делу N А51-5026/97-149 о банкротстве АОЗТ “Октябрьское“. При этом сообщение Объединенного комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Уссурийска и Уссурийского района от 16.05.2002 N 115 о прекращении права пользования землей АОЗТ “Октябрьское“ 17.12.2001 не было принято во внимание без обоснования этого.

Поэтому при новом рассмотрении спора суду необходимо установить дату ликвидации АОЗТ “Октябрьское“ в соответствии с требованиями законодательства и обосновать в связи с этим право Уссурийского лесхоза на проведение контроля за деятельностью сельского лесхоза.

Постановлением Правительства РФ от 03.07.1997 N 804 Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (ныне - Министерство сельского хозяйства РФ) как и Федеральная служба лесного хозяйства России было признано специально уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. А подпунктом 42 пункта 7 Положения о Министерстве сельского хозяйства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2000 N
901, установлено, что Минсельхоз России осуществляет в соответствии с законодательством РФ государственное управление в области использования, охраны и защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование.

Более того, до вынесения решения по настоящему делу Министерством юстиции РФ 21.03.2002 зарегистрирован Приказ N 196 от 28.02.2002 Министерства сельского хозяйства РФ, в соответствии с ч. 2 п. 3 которого федеральным государственным учреждениям по управлению сельскими лесами, подведомственным Минсельхозу России, расположенным на территории субъектов РФ, представлено право выдачи разрешительных документов на лесопользование.

Вышеуказанные правовые акты подлежали учету при рассмотрении настоящего дела, а определение спорной рубки в качестве незаконной возможно было только при виновном поведении сельского лесхоза в нарушении лесного законодательства.

Поэтому суду при новом рассмотрении дела необходимо установить наличие ущерба и виновного поведения сельского лесхоза в спорной рубке леса, для чего исследованию должны подвергнуться вопросы: в каких целях производилась рубка; является ли она рубкой ухода или направлена на извлечение доходов; с каким органом, осуществляющим распоряжение и контроль за землями сельскохозяйственного назначения, согласован план рубки леса; к какой группе лесов относится вырубленная древесина, а также порядок предоставления ее в рубку.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.07.2002 и постановление апелляционной инстанции от 29.11.2002 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-1040/02-28-51 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в этот же суд в первую инстанцию.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.