Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.02.2002 N Ф03-А59/02-2/160 Иск о признании недействительным постановления органа местного самоуправления правомерно удовлетворен, поскольку обжалуемый ненормативный акт противоречит гражданскому законодательству, регулирующему отношения собственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 27 февраля 2002 года Дело N Ф03-А59/02-2/160“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Администрации г. Невельска и Невельского района, Сахалинской государственной морской инспекции Федеральной пограничной службы России на решение от 19.06.2001, постановление от 10.12.2001 по делу N А59-4486/99-С19 Арбитражного суда Сахалинской области по иску Сахалинского бассейнового управления “Сахалинрыбвод“ к Администрации г. Невельска и Невельского района, Сахалинской региональной инспекции охраны морских биологических ресурсов, 3-и лица: Комитет по управлению госимуществом Сахалинской области, Тихоокеанское региональное управление Федеральной пограничной службы России, о признании недействительным постановления N 366 от 14.07.1999.

Сахалинское бассейновое управление по
охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства “Сахалинрыбвод“ (далее - управление “Сахалинрыбвод“) обратилось с иском в Арбитражный суд Сахалинской области к Администрации г. Невельска, Сахалинской Региональной инспекции охраны морских биологических ресурсов Тихоокеанского регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации о признании недействительным постановления N 366 от 14.07.1999 и об обязании Региональной инспекции охраны морских биологических ресурсов не препятствовать управлению “Сахалинрыбвод“ использовать земельный участок, на котором расположена “Восточная причальная стенка Малого ковша“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечено Тихоокеанское региональное управление ФПС РФ; на стороне истца - Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области (далее - КУГИ Сахалинской области).

До принятия судебного решения истец отказался от иска в части обязания ответчика воздержаться от действий, нарушающих чужое право.

Решением суда от 14.12.1999, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.08.2000, исковые требования удовлетворены в части: постановление N 366 признано недействительным в части изъятия у управления “Сахалинрыбвод“ и передачи Невельской инспекции охраны морских биоресурсов земельного участка длиной 60 метров и шириной 15 метров, на котором расположена Восточная причальная стенка Малого причала. В части обязания воздержаться от действий производство по делу прекращено по пункту 6 статьи 85 АПК РФ.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа принятые по делу N А59-4486/99-С19 судебные акты отменены и дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Решением от 19.06.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.12.2001, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Оба судебных акта мотивированы тем, что обжалуемый ненормативный акт не соответствует требованиям статьи 296 ГК РФ, согласно
которой только собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Администрация г. Невельска в лице мэра не является собственником имущества, расположенного на территории причальных стенок Малого ковша. Собственник федерального имущества в лице КУГИ Сахалинской области распоряжения об изъятии и передаче этого имущества Тихоокеанскому региональному управлению ФПС РФ не издавал, согласия на передачу не давал. Кроме того, ответчиком не доказан факт неиспользования истцом предоставленного земельного участка. Следовательно, у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для изъятия земельного участка у истца и предоставления его Невельской инспекции охраны биологических ресурсов ФПС РФ.

Не согласившись с решением и постановлением, Администрация г. Невельска и Тихоокеанское региональное управление ФПС РФ в лице Сахалинской государственной морской инспекции (далее - Сахалинская ГМИ ФПС РФ) заявили кассационные жалобы, в которых просят их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований управления “Сахалинрыбвод“. При этом, ответчики ссылаются на то, что действия по вынесению оспариваемого ненормативного акта согласуются с Указом Президента РФ от 29.08.1997 и Постановлением Правительства от 26.01.1998 N 90, в соответствии с которыми федеральное имущество в виде материально - технических средств и основных фондов, связанных с охраной морских биоресурсов, правильно передано в собственность Федеральной пограничной службы РФ, следовательно, на момент предъявления иска у управления “Сахалинрыбвод“ отсутствовало право и интерес на гидротехническое сооружение “Восточная причальная стенка Малого ковша“.

Телеграммой от 27.02.2002 Сахалинская ГМИ ФПС РФ ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы без участия ее представителя.

Управление “Сахалинрыбвод“ отзыв на кассационную жалобу не представило, но его представитель в заседании суда
кассационной инстанции отклоняет доводы и требования жалобы, и считает, что принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными, поэтому отмене не подлежат.

Другие лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в судебном заседании не принимали.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что заявленные кассационные жалобы удовлетворению не подлежат по нижеследующему.

Как установлено материалами дела, согласно договору N 6 от 27.04.1995, заключенному между КУГИ Сахалинской области и управлением “Сахалинрыбвод“, а также решению КУГИ N 2 от 12.03.1997 истцу переданы в оперативное управление гидротехнические сооружения Малого ковша: Северная, Западная и Восточная причальные стенки Малого ковша, расположенные в г. Невельске и являющиеся федеральной собственностью.

Постановлением мэра г. Невельска N 504 от 25.07.1997 управлению “Сахалинрыбвод“ был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок общей площадью 2532 квадратных метра в существующих границах гидротехнических сооружений Малого ковша. Право на бессрочное пользование землей закреплено Государственным актом N 502.

Во исполнение Указа Президента РФ N 950 от 29.08.1997 и Постановления Правительства РФ N 90 от 26.01.1998 “О реализации Указа Президента РФ от 29.08.1997 N 950 “О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере“ управление “Сахалинрыбвод“ передало в ведение Тихоокеанского регионального управления Федеральной пограничной службы РФ в лице Сахалинской инспекции охраны морских биологических ресурсов Западную и Северную стенки, с основными средствами, расположенными на причальных стенках Малого ковша, включая, в том числе, крановые пути, козловой кран.

Считая состоявшимся переход права на причальные стенки Северная, Западная и на
недвижимость, прочно связанную с земельным участком причальной стенки Восточная Малого ковша, а также в связи неиспользованием земельного участка для эксплуатации гидротехнических сооружений, мэром г. Невельска принято постановление N 366 от 14.07.1999, которым земельный участок Малого ковша площадью 2532 кв. м изъят у управления “Сахалинрыбвод“ и предоставлен в бессрочное пользование Невельской инспекции охраны морских биологических ресурсов Сахалинской региональной инспекции Тихоокеанского регионального управления ФПС РФ.

Истец, полагая, что данным ненормативным актом нарушены его права как лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, обратился за их судебной защитой.

Арбитражный суд Сахалинской области удовлетворил исковые требования управления “Сахалинрыбвод“ в полном объеме. При этом обе судебные инстанции исходили из недоказанности Администрацией г. Невельска правомерности обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого постановления N 336, и наличии имевших место нарушениях норм гражданского законодательства, регулирующих переход права собственности, со стороны органа местного самоуправления. Данные выводы суда являются правильными и обоснованными.

В соответствии с частью 2 статьи 296 Гражданского кодекса РФ собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Как усматривается из материалов дела, КУГИ Сахалинской области, являясь собственником федерального имущества - комплекса гидротехнических сооружений Малого ковша, переданного в оперативное управление управлению “Сахалинрыбвод“, решений об его изъятии и передаче Тихоокеанскому региональному управлению ФПС РФ и его структурным подразделениям не принимало, согласования не давало. Следовательно, передача основных средств, перечисленных в акте от 20.08.1998, от управления “Сахалинрыбвод“ в лице структурного подразделения - Невельской межрегиональной оперативной морской инспекции рыбоохраны, в ведение Сахалинской региональной инспекции охраны биологических ресурсов ФПС РФ без
участия и согласования собственника является незаконной, поскольку противоречит нормам действующего гражданского законодательства. Кроме того, арбитражным судом во исполнение постановления кассационной инстанции от 11.10.2000 предложено сторонам по спорным правоотношениям решить с участием КУГИ Сахалинской области вопросы о принадлежности гидротехнических сооружений Малого Ковша, однако до рассмотрения спора по существу данный вопрос не урегулирован.

В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, совершенная с нарушением требований закона и иных нормативных правовых актов, ничтожна и не влечет юридических последствий.

Таким образом, поскольку переход права собственности на недвижимое имущество обоснованно признан арбитражным судом не состоявшимся, то и, соответственно, постановление N 366 о переоформлении права на спорный земельных участок правомерно признано вынесенным с превышением полномочий органа местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 53 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основаниями для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.

В обоснование довода о неиспользовании истцом земельного участка для эксплуатации гидротехнических сооружений на территории Малого ковша Администрацией г. Невельска представлен акт Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Невельского района от 22.06.1999, который оценен арбитражным судом обеих инстанций в соответствии со статьей 59 АПК РФ и признан ненадлежащим доказательством по настоящему делу. Оснований для переоценки установленного факта у арбитражного суда кассационной инстанции согласно статье 174 АПК РФ нет.

Ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан в судебном порядке недействительным, если он не соответствует законам и
иным нормативным актам и нарушает права и законные интересы граждан и организаций.

Таким образом, на основании вышеизложенного, выводы арбитражного суда о несоответствии оспариваемого постановления N 336 от 14.07.1999 нормам действующего гражданского законодательства и о нарушении им интересов управления “Сахалинрыбвод“ в осуществлении беспрепятственного пользования земельным участком, на котором расположено имущество, находящееся в оперативном управлении истца, являются правомерными.

Не принимаются во внимание кассационной инстанцией доводы заявителей жалоб о правомерности оспариваемого ненормативного акта органа местного самоуправления в связи с его соответствием Указу Президента РФ от 29.08.1997 и Постановлению Правительства РФ от 26.01.1998 N 90, поскольку данными нормативными актами регламентирован, в том числе, порядок создания и работы комиссий по передаче основных фондов и материально - технических ресурсов, а не возлагалась обязанность по проведению мер по их реализации на органы местного самоуправления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.06.2001, постановление апелляционной инстанции от 10.12.2001 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-4486/99-С19 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.