Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.02.2002 N Ф03-А73/02-1/43 Дело по иску о взыскании денежных сумм, составляющих неполученные доходы от предоставления льгот по оплате тепловой энергии, передано на новое рассмотрение в связи с необоснованностью выводов суда.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 08 февраля 2002 года Дело N Ф03-А73/02-1/43“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Финансового департамента Администрации Хабаровского края на постановление от 20.11.2001 по делу N А73-1864/2001-10 (АИ-1/407) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ к Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска; Администрации Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации Хабаровского края, Министерству финансов РФ о взыскании 1025441 руб. 41 коп.

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ Хабаровские тепловые сети обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Хабаровска, Финансовому
департаменту Администрации г. Хабаровска о взыскании 1025441 руб. 13 коп., составляющих неполученные доходы от предоставления в период с 01.10.1998 по 01.01.2001 льгот по оплате тепловой энергии членам семей, погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий на территории других государств, членам семей сотрудников внутренних дел, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, во исполнение ФЗ “О ветеранах“ от 12.01.1995 N 5-ФЗ и дополнений к нему от 02.01.2000 N 40-ФЗ.

Решением суда от 23.04.2001 истцу в иске отказано на основании п. 2 ст. 49 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления“, п. 2 ст. 4 ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в РФ“ ввиду непередачи в 1998 - 2000 годах в бюджет г. Хабаровска финансовых средств из бюджетов других уровней для выполнения госполномочий по предоставлению льгот указанной категории граждан по оплате тепловой энергии.

Суд апелляционной инстанции, рассматривая апелляционную жалобу истца, с его согласия привлек в качестве соответчика Администрацию Хабаровского края, Финансовый департамент Администрации Хабаровского края, Министерство финансов РФ и постановлением от 20.11.2001 решение суда первой инстанции отменил, требование истца удовлетворил за счет казны Хабаровского края.

При этом суд, руководствуясь п. “ж“ ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 10 ФЗ “О ветеранах“, постановлением главы Администрации Хабаровского края N 150 от 03.05.2000 “О порядке реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края“, пришел к выводу, что финансирование расходов на реализацию льгот указанной категории граждан возложено на бюджеты субъектов федерации, как за счет собственных средств, так и за счет средств, поступающих из федерального
бюджета в качестве финансовой поддержки данного субъекта.

Законность и обоснованность принятых по делу судебных актов проверяется в кассационной инстанции в порядке статей 161, 162, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Финансового департамента Администрации Хабаровского края, полагающего решение и постановление суда отменить как незаконные, иск удовлетворить за счет казны Российской Федерации, поскольку бюджету Хабаровского края в 1998 - 2000 годах не были предоставлены в соответствии со ст. ст. 84, 130, 131, 180 Бюджетного кодекса РФ средства на осуществление полномочий Российской Федерации по компенсации предприятиям их затрат на предоставление гражданам льгот по Закону РФ “О ветеранах“, а в расходах краевого бюджета эти средства не были в законодательном порядке утверждены.

Судебная коллегия кассационной инстанции, заслушав в судебном заседании представителей сторон, проверив материалы дела, находит постановление суда подлежащим отмене как необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права с передачей дела на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию суда.

Как установлено из материалов дела, истцом за счет собственных средств за период с 01.10.1998 по 01.01.2001 предоставлялись льготы по оплате потребленной тепловой энергии членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий на территории других государств, членам семей сотрудников внутренних дел, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, проживающим в муниципальном, государственном жилом фонде, в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ от 12.01.1995 N 5-ФЗ и дополнений к нему от 02.01.2000 N 40-ФЗ.

Не компенсированные истцу выпадающие доходы от предоставления указанной льготы за этот период составили истребуемую сумму в соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного
самоуправления.

Ответчики иск не признали ввиду нефинансирования этих расходов из федерального бюджета.

В соответствии со ст. 10 ФЗ “О ветеранах“ расходы на реализацию указанных льгот, предоставленных ветеранам, производятся за счет бюджета субъекта федерации.

Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий передаваемых на другой уровень власти, в том числе на органы государственной власти субъекта федерации, в силу ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, относится к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.

Вывод суда апелляционной инстанции о том, что субъект федерации - Хабаровский край должен финансировать расходы на реализацию указанных льгот, установленных федеральным законодательством, за счет собственных источников доходной части бюджета края, не соответствует указанному законодательству.

В соответствии со ст. 130 БК РФ финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий РФ, не относящихся к предмету ведения субъекта РФ, передаваемые из бюджета РФ, предусматриваются в нем как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому виду расходов.

Из указанного следует, что средства компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта целевым назначением.

Поскольку указанные федеральные законы устанавливают обязательства государства, для их реализации необходимо, чтобы соответствующие компенсации бюджету субъекта федерации ежегодно санкционировались в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.

Судом апелляционной инстанции не исследован и не оценен порядок компенсаций переданных государственных полномочий по исполнению ФЗ “О ветеранах“ бюджету Хабаровского края согласно его потребности из бюджета РФ в соответствующий период.

Следовательно, вывод суда о вине Хабаровского края в невозмещении истцу выпадающих доходов от предоставления федеральных льгот в той части, в какой эти расходы не профинансированы из федерального бюджета, не обоснован.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174
- 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление от 20.11.2001 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-1864/2001-10 (АИ-1/407) отменить, дело направить на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда.