Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.10.2001 N Ф03-А51/01-2/1941 Крестьянское хозяйство, созданное до введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ, не может быть ликвидировано по основаниям, указанным в нем, так как в отношении таких хозяйств действуют специальные нормы права, определяющие условия прекращения их деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 10 октября 2001 года Дело N Ф03-А51/01-2/1941“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Чугуевскому району Приморского края на решение от 17.07.2001 по делу N А51-5120/01-5-147 Арбитражного суда Приморского края по иску Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Чугуевскому району Приморского края к крестьянскому хозяйству “Утесное“ о ликвидации.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чугуевскому району Приморского края (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась с иском в Арбитражный суд Приморского края о ликвидации крестьянского хозяйства
“Утесное“, которое до 01.07.1999 не привело свой правовой статус в соответствие с требованиями части первой Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

Решением суда от 17.07.2001 в удовлетворении исковых требований отказано со ссылкой на то, что инспекция по налогам и сборам не представила доказательства того, что крестьянское хозяйство являлось самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, имеющим собственное имущество, экономически и юридически обособленное от личного имущества членов крестьянского хозяйства. Согласно пункту 5 статьи 6 Федерального закона “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ (далее - Вводный закон) крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные до введения в действие Кодекса, в соответствии с положениями Закона РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“ не подпадают под действие Кодекса, поэтому ответчик не мог быть ликвидирован в порядке статьи 61 ГК РФ как юридическое лицо.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Правильность принятого решения проверяется по жалобе инспекции по налогам и сборам, которая просит его отменить, сославшись на неправильное применение судом пункта 5 статьи 6 Вводного закона и нарушение статьи 9 Закона РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“, и принять новое решение об удовлетворении иска. В соответствии с вышеназванными нормами права крестьянское хозяйство после регистрации приобретает статус юридического лица, и поскольку оно до 01.07.1999 не преобразовалось в хозяйственное товарищество, общество или кооператив, то оно подлежит ликвидации как юридическое лицо в судебном порядке. Письмом N 05/1909 от 06.10.2001 инспекция по налогам и сборам подтвердила, что крестьянское хозяйство “Утесное“ сдает в налоговый орган бухгалтерскую отчетность, последняя из которой представлена за первое полугодие 2001 года.

Ответчик отзыв на жалобу не представил.

Стороны, надлежащим образом извещенные
о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела установлено, что крестьянское хозяйство “Утесное“ зарегистрировано постановлением главы Администрации Чугуевского района Приморского края N 30 от 15.01.1992.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“ после регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица. По сведениям инспекции по налогам и сборам хозяйство состоит на учете в налоговом органе и отчитывается о своей производственной и финансовой деятельности в порядке, установленном для юридических лиц, поэтому вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что крестьянское хозяйство не является юридическим лицом и не может быть ликвидировано как юридическое лицо, является ошибочным, поскольку противоречит статьям 1 и 9 вышеназванного Закона.

Не утрачивают автоматически статус юридического лица крестьянские хозяйства и с момента введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ, то есть с 01.01.1995, которой изменены условия создания и деятельности крестьянских хозяйств и их правовой статус (пункт 2 статьи 23 Гражданского кодекса РФ), поскольку Вводный закон возлагает на крестьянские хозяйства обязанность по изменению их правового статуса, освобождая их от уплаты регистрационного сбора при регистрации этих изменений. Следовательно, крестьянские хозяйства, созданные до 01.01.1995, остаются юридическими лицами до момента изменения своего правового статуса в соответствии с частью первой Гражданского кодекса РФ.

Однако судом обоснованно указано на то, что крестьянское хозяйство не может быть ликвидировано в соответствии с требованиями статьи 61 ГК РФ, нормы которой не могут применяться по отношению к крестьянскому (фермерскому) хозяйству, так
как действуют специальные нормы права, а именно статья 32 Закона РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“, определяющая условия прекращения деятельности крестьянского хозяйства.

В соответствии с данной нормой права деятельность крестьянского хозяйства прекращается в случаях:

а) неиспользования земельного участка в сельскохозяйственных целях в течение одного года;

б) решения членов крестьянского хозяйства о прекращении его деятельности;

в) если не остается ни одного члена хозяйства или наследника, желающего продолжать деятельность хозяйства;

г) использования земельного участка методами, приводящими к деградации земли;

д) изъятия земельного участка в установленном законом порядке для государственных и общественных нужд;

е) в связи с банкротством.

Поскольку инспекция по налогам и сборам заявила требования о ликвидации крестьянского хозяйства в связи с неприведением его правового статуса в соответствие с требованиями части первой ГК РФ, удовлетворение которых возможно только по статье 61 ГК РФ, то арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения не имеется.

Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Приморского края от 17.07.2001 по делу N А51-5120/01-5-147 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.