Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.08.2001 N Ф03-А59/01-1/1590 В удовлетворении иска о признании сделки недействительной отказано, поскольку при приватизации имущества не было допущено нарушений законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 21 августа 2001 года Дело N Ф03-А59/01-1/1590“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Комитета по управлению недвижимостью Администрации Макаровского района Сахалинской области на решение и постановление от 23.04.2001, 20.06.2001 по делу N А59-478/01-С16 Арбитражного суда Сахалинской области по иску Комитета по управлению недвижимостью Администрации Макаровского района Сахалинской области к производственному кооперативу “Теплотехник“ о признании сделки недействительной.

Комитет по управлению недвижимостью Администрации Макаровского района Сахалинской области обратился с иском к производственному кооперативу “Теплотехник“ о признании сделки по приватизации многоотраслевого производственного объединения жилищно - коммунального хозяйства (Далее МПО ЖКХ) недействительной и
придании проданному имуществу первоначального статуса - муниципального.

До принятия решения истец уточнил исковые требования: просит суд признать недействительными договоры купли - продажи муниципального имущества от 03.12.1991 N 3, 25.12.1991 N 25 и применить последствия недействительности сделки.

Решением от 23.04.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.06.2001, в удовлетворении исковых требований отказано.

Судебные акты мотивированы тем, что при приватизации объектов МПО ЖКХ и приобретении этих объектов нарушений законодательства о приватизации, влекущих недействительность совершенных сделок, не допущено.

В кассационной жалобе Комитет по управлению недвижимостью Администрации Макаровского района Сахалинской области просит отменить состоявшиеся судебные акты. Считает, что производственный кооператив “Теплотехник“ не имел права на участие в приватизации, поскольку согласно ст. 1 Закона РСФСР от 03.07.1991 N 1531-1 “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ“ понятие приватизации включает приобретение гражданами, акционерными обществами у государства в частную собственность предприятий, цехов, производств и т.д. Кооперативы к данной категории лиц не относятся.

Кроме того нарушены права трудового коллектива, так как в силу ст. ст. 3, 5 - 9, 14 названного закона отсутствует согласованный с трудовым коллективом план приватизации.

Производственным кооперативом “Теплотехник“ отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебном заседании кассационной инстанции участия не принимали.

Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, кассационная инстанция оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов не установила.

Как следует из материалов дела, Комитетом по управлению имуществом г. Макарова принято решение от 21.10.1991 о создании комиссии по приватизации МПО ЖКХ, которой предписано в срок до 24.10.1991 разработать план приватизации, согласовав
его с местным Советом народных депутатов и коллективом предприятия. Приватизацию МПО ЖКХ решено осуществить путем купли - продажи по конкурсу. Продаже подлежали: котельная N 4, баня, гостиница, прачечная помещения гаража и токарной мастерской, административно - хозяйственная пристройка к котельной.

Согласно протоколу N 1 от 29.11.1991 заседания конкурсной комиссии по продаже предприятий МПО ЖКХ постановлено продать: кооперативу “Теплотехник“ - административно - хозяйственную пристройку, токарную мастерскую, гараж; ООО “Полюс“ - прачечную, гостиницу, котельную N 4. Позже протоколом N 9 заседания конкурсной комиссии по результатам повторных торгов победителем конкурса по продаже здания гостиницы и котельной N 4 признан кооператив “Теплотехник“.

Между Комитетом по управлению муниципальной собственностью и кооперативом “Теплотехник“ заключены договоры купли - продажи следующего муниципального имущества: здание мастерской общей площадью 99,2 кв. м; здание гостиницы, котельной N 4, гаража.

Решением Макаровского районного Совета народных депутатов от 02.12.1991 N 358 ликвидировано МПО ЖКХ и на его базе образованы муниципальные предприятия “Макаровтеплоэнерго“ и “Макаровводоканал“.

Постановлением мэра Макаровского района от 15.12.1999 N 388 с 20.12.1999 реорганизован путем преобразования Комитет по управлению жилищно - коммунальным хозяйством и муниципальной собственностью при администрации Макаровского района в Комитет по управлению недвижимостью Администрации Макаровского района.

Комитет по управлению недвижимостью Администрации Макаровского района, считая сделку по приватизации МПО ЖКХ и договоры купли - передачи муниципального имущества недействительными, обратился с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании недействительными сделки приватизации МПО ЖКХ и договоров купли - продажи муниципального имущества, суд исходил из того, что заявленное требование не имеет правовой основы. Исходя из анализа имеющихся в деле документов, суд пришел к выводу, что при приватизации имущества МПО
ЖКХ соблюдены требования закона о приватизации, действовавшего на момент совершения сделки, сделка по приватизации фактически состоялась и право собственности на спорные помещения возникло с момента внесения платежа.

Данный вывод суда является достаточно обоснованным.

Законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий установлены способы приватизации, в том числе конкурсы и аукционы.

В соответствии со ст. 26 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, действующей в момент совершения сделки по приватизации, конкурсы и аукционы по продаже объектов приватизации являются гражданско - правовыми сделками, поскольку в результате их проведения у победителей возникает право на заключение договора купли - продажи указанных объектов, а у продавцов - обязанность заключить такой договор.

Согласно ст. ст. 5, 17, 20 Закона СССР “О кооперации в СССР“ от 16.10.1989 N 603-1, действовавшего в период заключения договоров, кооператив является организацией граждан, добровольно объединившихся на основе членства для совместного ведения хозяйственной и иной деятельности. Кооператив является самоокупаемым предприятием.

Статья 14 Закона “О собственности в СССР“ от 24.12.1990 предусматривает, что хозяйственные общества и товарищества, кооперативы обладают правом собственности на имущество, переданное им в форме вкладов и других взносов, а также на имущество, полученное в результате своей предпринимательской деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.

Из указанного следует, что производственные кооперативы являются самостоятельными предприятиями и участниками предпринимательской деятельности наряду с другими организационно - правовыми формами предприятий и обладают равными правами участников гражданских правоотношений.

Выводы суда о действительности договора в части участия покупателем по договору купли - продажи производственного кооператива правомерны.

Другие доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку и в суде кассационной инстанции
переоценке не подлежат.

Исходя из изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.04.2001, постановление от 20.06.2001 по делу N А59-478/01-С16 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.