Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.06.2001 N Ф03-А51/01-2/1077 Иск о признании недействительным постановления налогового органа удовлетворен, поскольку истец является бюджетной организацией и его доходы считаются финансированием, не подлежащим налогообложению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 20 июня 2001 года Дело N Ф03-А51/01-2/1077“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Яковлевскому району Приморского края на решение и постановление от 21.02.2001, 10.04.2001 по делу N А51-9847/00-10-245 Арбитражного суда Приморского края по иску Министерства обороны Российской Федерации в лице Даубихинской КЭЧ к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Яковлевскому району Приморского края (правопреемник - Межрайонная инспекция Министерства РФ N 4 по городу Арсеньеву, Анучинскому, Яковлевскому районам) о признании недействительным постановления N 12 от 26.06.2000.

Министерство обороны
Российской Федерации (в лице Даубихинской КЭЧ) обратилось к Инспекции МНС РФ по Яковлевскому району Приморского края (далее - инспекция по налогам и сборам) с иском о признании недействительным постановления N 12 от 26.06.2000 о привлечении Даубихинской КЭЧ к налоговой ответственности, требования N 57 от 30.06.2000 в части доначисления налога на добавленную стоимость (НДС), налогов на пользователей автодорог и содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также о признании незаконными действий инспекции по налогам и сборам по выставлению инкассовых поручений на бесспорное взыскание доначисленных налогов и пени с бюджетных счетов Даубихинской КЭЧ, возвратить списанную в безакцептном порядке сумму 34266 рублей, составляющую доначисленный НДС. После уточнения исковых требований истец отказался от требования о признании судом Министерства обороны РФ, в лице Даубихинской КЭЧ, неплательщиком НДС, налогов на пользователей автодорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.02.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.04.2001, принят отказ от иска в данной части, остальные исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Оба судебных акта мотивированы тем, что Даубихинская КЭЧ является бюджетной организацией и все денежные средства, получаемые истцом от оказания платных услуг, зачислялись на бюджетные счета, следовательно, отсутствует объект обложения налогом на пользователей автодорог, содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и НДС. Исходя из вышеизложенного, решение о привлечении истца к налоговой ответственности и выставление требования об уплате налогов являются незаконными.

Действия инспекции по налогам и сборам по выставлению инкассовых поручений на бесспорное взыскание денежных средств признаны судом неправомерными, так как взыскание бюджетных средств может быть произведено только на
основании исполнительных листов. Так как в бесспорном порядке уже взыскан с Даубихинской КЭЧ налог на добавленную стоимость в сумме 34266 рублей, данная сумма подлежит возврату на бюджетный счет истца.

Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, которая считает, что при принятии их судом допущены нарушения норм материального права. По мнению заявителя жалобы, так как Даубихинская КЭЧ помимо основной деятельности осуществляет деятельность, связанную с оказанием платных услуг населению, полученные денежные средства являются выручкой и создают объект обложения налогом на пользователей автодорог и содержание объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы. Инспекцией по налогам и сборам доначислен НДС только с разницы между полученным НДС, входящим в стоимость услуг, оказанных на платной основе, и уплаченными в бюджет. Письмом N 09/8750 от 15.06.2001 ответчик просит рассмотреть кассационную жалобу без участия представителя инспекции по налогам и сборам, сообщает о реорганизации ИМНС РФ по Яковлевскому району в Межрайонную инспекцию МНС РФ по налогам и сборам N 4 по городу Арсеньеву, Анучинскому и Яковлевскому районам. В соответствии со статьей 40 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае реорганизации юридического лица суд производит замену этой стороны ее правопреемником. Так как правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса, суд кассационной инстанции производит замену ИМНС РФ по Яковлевскому району на Межрайонную ИМНС РФ N 4 по городу Арсеньеву, Анучинскому, Яковлевскому районам.

Министерство обороны РФ (в лице Даубихинской КЭЧ) отзыв на кассационную жалобу не представило, письмом N 472 от 06.06.2001 Даубихинская КЭЧ просит рассмотреть кассационную жалобу без представителя истца.

Как установлено материалами дела, ИМНС РФ по Яковлевскому району провела выездную
налоговую проверку Даубихинской КЭЧ по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.1997 по 31.12.1999. Результаты проверки отражены в акте N 57 от 15.05.2000, на основании которого принято постановление N 12 от 26.06.2000 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, допущенного Даубихинской КЭЧ, в том числе за неисчисление и неуплату НДС, налогов на пользователей автодорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. В соответствии с данным постановлением налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требование N 57 от 30.06.2000 об уплате доначисленных налогов, пени, штрафов. Оба ненормативных акта обжалованы истцом только в части указанных выше налогов. В связи с тем, что в указанный в требовании срок в добровольном порядке оспариваемые суммы Даубихинской КЭЧ не уплачены, инспекция по налогам и сборам выставила на бесспорное взыскание 4 инкассовых поручения, всего на сумму 473137 руб. 01 коп. По одному из них, N 1063 от 15.08.2000, с расчетного счета истца в счет погашения недоимки по НДС и пени списана сумма 34266 рублей.

Из материалов дела следует, что Даубихинская КЭЧ состоит на бюджетном финансировании. За проверяемый период времени выполняла ремонтные работы и оказывала коммунальные услуги другим воинским частям (на безвозмездной основе), а также оказывала платные услуги сторонним потребителям работ и услуг. Поступившие денежные средства зачтены в счет бюджетного финансирования по смете Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается справкой N 30/6/6007 от 10.11.2000, выданной КЭУ Дальневосточного округа (л. д. 93), имеющимися сметами расходов за оспариваемый период.

Так как поступление доходов от оказания платных услуг осуществлялось по смете доходов и расходов и распределение
средств производилось органом, исполняющим бюджет, данные доходы считаются финансированием. В соответствии со статьями 41, 42 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетных учреждений, полученные от оказания платных услуг, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от оказания платных услуг, которые относятся к неналоговым доходам.

В связи с вышеизложенным, арбитражным судом сделан правомерный вывод о том, что, поскольку полученные средства считаются целевыми, бюджетными, то в силу статей 3, 4 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость“, действовавшими в спорный период времени, не относятся к объектам налогообложения по налогу на добавленную стоимость, и не являются выручкой, которая в свою очередь является объектом обложения налогами на пользователей автодорог и содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Таким образом, в связи с отсутствием объектов налогообложения по указанным выше видам налогов, арбитражный суд правомерно признал постановление налогового органа N 12 от 26.06.2000, требование N 57 от 30.06.2000 недействительными в части взыскания данных налогов, пени и применения мер налоговой ответственности в связи с отсутствием в действиях Даубихинской КЭЧ налогового правонарушения, понятие которого установлено в статье 106 Налогового кодекса РФ.

Из материалов дела следует, что у Даубихинской КЭЧ имеются только бюджетные средства и отсутствуют внебюджетные счета (л. д. 11). Инкассовые поручения на бесспорное взыскание доначисленных налогов и пени на общую сумму 473137 рублей 01 коп. выставлены 15.08.2000. Бюджетные счета не являются счетами в смысле статьи 11 Налогового кодекса РФ, что исключает осуществление бесспорного взыскания с этих счетов в соответствии с пунктом 5 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, вывод суда
обеих инстанций о том, что в бесспорном порядке не производится взыскание бюджетных средств, находящихся на счетах Даубихинской КЭЧ, является правомерным, в связи с чем действия инспекции по налогам и сборам по выставлению инкассовых поручений признаны судом незаконными.

Так как на основании выставленного инкассового поручения N 1063 от 15.08.2000 в бесспорном порядке списан НДС в сумме 34266 руб., неправомерно доначисленный налоговым органом, арбитражный суд обоснованно принял решение об обязании инспекции по налогам и сборам возвратить данную сумму на бюджетный счет Даубихинской КЭЧ.

На основании вышеизложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 174 - 177, 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

заменить ответчика по делу, Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Яковлевскому району, на Межрайонную инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам N 4 по городу Арсеньеву, Анучинскому, Яковлевскому районам.

Решение Арбитражного суда Приморского края от 21 февраля 2001 года, постановление апелляционной инстанции от 10 апреля 2001 года по делу N А51-9847/00-10-245 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.