Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.05.2001 N Ф03-А73/01-2/787 В удовлетворении иска налогового органа о взыскании штрафных санкций отказано, поскольку учреждение исполнения наказания не может являться плательщиком единого налога на вмененный доход от розничной торговли.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 16 мая 2001 года Дело N Ф03-А73/01-2/787“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Хабаровскому району на постановление от 11.03.2001 по делу N А73-9818/2000-12 (АИ-1/129) Арбитражного суда Хабаровского края по иску Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Хабаровскому району к Учреждению ЯБ-257/13 о взыскании налоговых санкций.

Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Хабаровскому району (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к государственному учреждению ЯБ-257/13 (далее - Учреждение ЯБ-257/13) о
взыскании налоговых санкций в сумме 596 рублей 96 копеек.

Решением суда от 18.01.2001 исковые требования удовлетворены в полном объеме на том основании, что факт нарушения налогового законодательства со стороны Учреждения ЯБ-257/13 подтвержден материалами дела.

Постановлением апелляционной инстанции от 11.03.2001 по жалобе ответчика решение суда первой инстанции отменено и в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что налоговым органом не представлены документы, подтверждающие получение прибыли Учреждением ЯБ-257/13 от реализации продукции собственного производства своим работникам. Кроме того, судебной инстанцией сделан вывод о том, что реализацию ответчиком продовольственных товаров собственного производства своим работникам нельзя отнести к розничной торговле, поскольку указанный товар реализовывался ограниченному кругу физических лиц (отсутствует публичный характер), и не только за наличный расчет, но и в счет погашения задолженности по заработной плате работникам. При этом реализация товаров осуществлялась по себестоимости.

Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционной инстанции, инспекция по налогам и сборам в своей кассационной жалобе просит его отменить и взыскать с ответчика налоговые санкции в сумме 596 рублей 96 копеек. По мнению заявителя жалобы, апелляционной инстанцией при рассмотрении дела и вынесении постановления неправильно применены нормы материального права. Уставом ответчика предусмотрено обеспечение привлечения осужденных к труду в форме предпринимательской деятельности. Плательщиками единого налога на вмененный доход являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади. В ходе налоговой проверки установлена реализация со склада продовольственных товаров за наличный расчет, что является розничной торговлей. Поэтому Учреждение ЯБ-257/13 является плательщиком единого налога и обязано сдавать декларации и уплачивать налог. Ссылка суда на нормы гражданского законодательства незаконна.
В заседании суда изложенные доводы поддержаны представителем истца.

Учреждение ЯБ-257/13 отзыв на кассационную жалобу не представило, но в ходе судебного заседания его представитель просит жалобу оставить без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.

Материалами дела установлено, что инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка Учреждения ЯБ-257/13 по вопросам правильности начисления, полноты и своевременности уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности за период с 01.07.1999 по 31.05.2000. Результаты проверки отражены в акте N 50 ДСП от 27.07.2000, на основании которого принято решение N 04-16/399 от 27.07.2000 о привлечении Учреждения ЯБ-257/13 к налоговой ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 2 статьи 119, пунктом 1 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, и наложены штрафные санкции на общую сумму 596 рублей 96 копеек. В связи с тем, что штрафные санкции в добровольном порядке не уплачены, инспекция по налогам и сборам обратилась за взысканием штрафов в арбитражный суд.

Как следует из материалов дела, решение инспекции по налогам и сборам основано на том, что Учреждение ЯБ-257/13 в период с июля по декабрь 1999 года и с января по май 2000 года занималось реализацией продовольственных товаров собственного производства за наличный расчет своим работникам со склада, что, по мнению истца, является розничной торговлей, и в соответствии с Законом Хабаровского края N 78 от 25.11.1998 “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае“ (с учетом изменений и дополнений) ответчик является плательщиком единого налога
на вмененный доход от осуществления розничной торговли, не имеющей стационарной торговой площади. Между тем, Учреждение ЯБ-257/13 в установленном порядке не сдавало декларации и не уплачивало указанный налог.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 3 Федерального закона РФ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ N 148-ФЗ от 31.07.1998 (с изменениями и дополнениями) плательщиком единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади. Аналогичные положения содержатся и в Законе Хабаровского края N 78 от 25.11.1998. Следовательно, из смысла норм названного законодательства усматривается, что плательщиками единого налога являются те организации, которые занимаются предпринимательством в сфере розничной торговли, то есть деятельности, направленной на получение прибыли от продажи товаров.

Учреждение ЯБ-257/13 осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным Управлением исполнения наказаний Министерства юстиции по Хабаровскому краю 19.05.1999 и зарегистрированным Регистрационной палатой Хабаровского края по государственной регистрации юридических лиц 21.07.1999 (регистрационный номер 27/23-Р448). Из положений Устава видно, что, ответчик входит в уголовно - исполнительную систему Министерства юстиции РФ, является государственным учреждением, которое создано для осуществления функций некоммерческого характера и финансируется за счет целевых средств Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ и иных источников, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии со статьей 9 Закона РФ “Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“ от 21.07.1993 N 5473-1 (с учетом изменений и дополнений)
финансирование уголовно - исполнительной системы осуществляется целевым назначением с указанием отдельной строкой в федеральном бюджете на основе нормативов, утвержденных Правительством РФ. Доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыль предприятий, учреждений, исполняющих наказания, после уплаты обязательных платежей в соответствующие с бюджетом используются для улучшения условий содержания осужденных и заключенных, привлечения осужденных к труду, а также развития социальной сферы учреждений, исполняющих наказания.

Принимая постановление об отказе в удовлетворении исковых требований, апелляционная инстанция Арбитражного суда Хабаровского края правомерно установила, что реализация ответчиком продовольственных товаров собственного производства по себестоимости за наличный расчет и в счет погашения задолженности по заработной плате своим работникам не относится к осуществлению предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, и сделала правильный вывод о том, что Учреждение ЯБ-257/13 не может являться плательщиком единого налога на вмененный доход от розничной торговли.

Пунктом 5 статьи 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 предусмотрена обязанность учреждения, исполняющего наказания, осуществлять деятельность по развитию своей материально - технической базы и социальной сферы. Согласно пунктам 3.29, 3.33 Устава Учреждение ЯБ-257/13 осуществляет виды деятельности, направленные на самообеспечение Учреждения продуктами питания: выращиванием животных и птицы, промышленным выловом и разведением рыбы, заготовкой и переработкой лесной, речной и сельскохозяйственной продукции и обеспечивает развитие и расширение подсобного сельскохозяйственного производства с целью увеличения выпуска сельхозпродукции для улучшения снабжения персонала Учреждения, членов их семей, а также осужденных продуктами питания.

Оценивая представленные сторонами доказательства в материалах дела, суд апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ, сделал правильный вывод о том, что налоговым органом не представлены документы, подтверждающие факты получения прибыли ответчиком от
реализации продовольственных товаров собственного производства.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что ответчик является плательщиком единого налога в силу пунктов 2.3, 3.21 Устава Учреждения, предусматривающих привлечение осужденных к труду в форме предпринимательской деятельности, являются несостоятельными, поскольку пунктом 3 статьи 13 и пунктом 5 статьи 17 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 предусмотрена и возложена обязанность на Учреждение обеспечивать привлечение осужденных к оплачиваемому труду, в том числе в форме предпринимательской деятельности и путем создания общества с ограниченной ответственностью (статья 23 названного Закона).

С учетом изложенного, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 11.03.2001 по делу N А73-9818/2000-12 (АИ-1/129) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.