Постановление ФАС Московского округа от 01.07.2004 N КА-А40/5352-04 Налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 1 июля 2004 г. Дело N КА-А40/5352-04“
(извлечение)
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...налога на добавленную стоимость за март 2002 года...“, имеется в виду “...налога на добавленную стоимость за март 2003 года...“.
ООО “Ангстрем“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИМНС РФ N 40 по г. Москве о признании частично недействительным ее решения N 05-30/101 от 21.07.03 об отказе (частично) в возмещении заявителю суммы налога на добавленную стоимость за март 2002 года в размере 3796595 руб. и об обязании налогового органа принять решение о возмещении суммы НДС в указанном размере.
Решением от 24.12.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.03.04, заявленные Обществом требования удовлетворены. При этом судебные инстанции исходили из того, что заявитель произвел реальный экспорт товаров и в соответствии со ст. ст. 164, 165 и 176 НК РФ представил в налоговый орган полный пакет предусмотренных налоговым законодательством документов для применения к нему налоговой ставки 0 процентов по НДС по экспортным операциям.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой МИМНС РФ N 40 по г. Москве, в которой ставится вопрос об их отмене с отказом в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что согласно п. 4 ст. 170 НК РФ необходимо ведение раздельного учета затрат на производство экспортной продукции и продукции, реализуемой на внутреннем рынке; не представлены расчеты затрат на единицу произведенной продукции в зависимости от ее вида и расчеты на производство экспортированной продукции в целом и по каждому виду; счет-фактура, выставленный ООО “Химнефтьсервис“, не соответствует положениям ст. 169 НК РФ и не может подтверждать соответствующую ему сумму налогового вычета; в результате проведения встречных проверок не установлено местонахождения поставщика заявителя - ООО “Химнефтьсервис“.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Представитель заявителя, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Представителем заявителя представлен письменный отзыв на кассационную жалобу.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 176 НК РФ суммы, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 пункта 1 ст. 164 настоящего Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с п. 6 ст. 166 настоящего Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в п. 6 ст. 164 настоящего Кодекса, и документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
Судебными инстанциями при рассмотрении спора установлено, что Обществом в соответствии с положениями НК РФ были представлены в налоговый орган налоговая декларация по НДС по налоговой ставке 0 процентов за март 2003 года и документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ. При этом представленными документами подтверждаются фактический экспорт заявителем товаров за пределы таможенной территории РФ, получение валютной выручки и уплата НДС поставщику в заявленной к возмещению сумме.
В кассационной жалобе МИМНС РФ N 40 по г. Москве в качестве основания к отмене судебных актов и отказу в заявленных требованиях ссылается на то, что в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ необходимо ведение раздельного учета затрат на производство экспортной продукции и продукции, реализуемой на внутреннем рынке.
Данному доводу налогового органа суд дал правовую оценку, указав на то, что с учетом отсутствия правовых норм, регулирующих порядок ведения раздельного учета, а также в связи с отсутствием в законодательстве о налогах и сборах четких требований по ведению раздельного учета операций, облагаемых по различным ставкам, в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ декларирующим необходимость толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщиков, требования налогового органа, содержащиеся в оспариваемом решении о необходимости определения доли затрат, приходящейся на производство одного изделия экспортируемой продукции, являются неправомерными, поскольку методика расчета суммы налогового вычета, предъявленного к возмещению, в случаях, когда товары (работы, услуги) одновременно используются в процессе производства и реализации как экспортируемой продукции, так и реализуемой на внутреннем рынке, применяется именно к объему экспортной операции или операций в целом за весь налоговый период.
Далее в кассационной жалобе налоговый орган приводит довод о том, что, по его мнению, счет-фактура, выставленный ООО “Химнефтьсервис“, не соответствует требованиям ст. 169 НК РФ, в связи с чем не может подтверждать соответствующую ему сумму.
Данный довод также не принят судом, так как законодательство о налогах и сборах не предусматривает отсутствия результатов встречной проверки и невозможности их получения как основания для отказа в возмещении НДС экспортеру (ст. 169 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ счет-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, предусмотренного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счет-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
В связи со ссылками налогового органа на предпринимательский риск суд обоснованно учел позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении N 138-О от 25.07.2001, в котором указывается на то, что по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика. Таким образом, отказ налогоплательщику в возмещении экспортного НДС является обоснованным лишь в случае установления факта его недобросовестности, а доказывание факта недобросовестности налогоплательщика является обязанностью налогового органа.
Таким образом, в кассационной жалобе приводятся доводы аналогичные доводам, изложенным в судебных инстанциях, и получившие их надлежащую правовую оценку.
Учитывая вышеизложенное судебные акты являются законными и обоснованными, вынесенными с соблюдением норм материального и процессуального права, а потому отмене и изменению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 декабря 2003 года и постановление Арбитражного суда г. Москвы от 22 марта 2004 года по делу N А40-4336/03-108-279 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 40 по г. Москве - без удовлетворения.