Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.07.2000 N Ф03-А04/00-1/1240 Дело по иску о взыскании задолженности по договору энергоснабжения передано на новое рассмотрение, так как суд не выяснил размер денежных средств, выделенных из бюджета для обеспечения финансирования коммунально-бытовых расходов учреждений, исполняющих уголовное наказание.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 25 июля 2000 года Дело N Ф03-А04/00-1/1240“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Государственного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации на решение от 03.05.2000 по делу N А04-268/00-6/36 Арбитражного суда Амурской области по иску муниципального предприятия “Горэлектросеть“ к учреждению УВ-14/8, Правительству Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации о взыскании 634069 рублей 75 копеек.

Муниципальное предприятие “Горэлектросеть“ обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к учреждению УВ-14/8, Правительству Российской Федерации, Министерству юстиции РФ о взыскании 634069 рублей 75 копеек задолженности по договору энергоснабжения от 03.08.1999 N 687 за
пользование электроэнергией.

Определением от 23.02.2000 в качестве соответчика к участию в деле привлечен отдел по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовного наказания.

Определением от 23.03.2000 в качестве ответчика к участию в деле привлечено Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции РФ.

Решением от 03.05.2000 исковые требования удовлетворены за счет Главного управления исполнения наказаний Минюста России.

В кассационной жалобе ГУИН Минюста России просит отменить решение от 03.05.2000 в связи с неправильным применением норм материального права.

В обоснование жалобы заявителем указано на то, что в соответствии со статьей 13 Федерального закона “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“, статьей 120 ГК РФ и Положения “О главном управлении исполнения наказаний“ ГУИН Минюста России является некоммерческим государственным учреждением.

Собственником имущества уголовно-исполнительной системы является Российская Федерация. Финансирование уголовно-исполнительной системы осуществляется целевым назначением с указанием отдельной строкой в бюджете Российской Федерации, согласно статье 9 вышеуказанного Закона.

По мнению заявителя жалобы, привлечение ГУИН Минюста России в порядке субсидиарного ответчика и собственника имущества по статье 120 ГК РФ невозможно, так как ГУИН Минюста России не относится к федеральным органам исполнительной власти.

Денежные средства, фактически выделенные ГУИН Минюста России из бюджетов в 1999 - 2000 годах, были полностью перечислены на счета территориальных органов уголовно-исполнительной системы.

Заявитель полагает, что при недостаточности средств у бюджетной организации субсидиарная ответственность должен нести собственник имущества, а именно: Российская Федерация в лице Министерства финансов России.

В заседании кассационной инстанции стороны не присутствовали.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит обжалуемый судебный акт недостаточно обоснованным и подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Как следует из
материалов дела, между муниципальным предприятием “Горэлектросеть“ и учреждением УВ-14/8 заключен договор энергоснабжения от 03.08.1999 N 687 на отпуск электроэнергии. Условиями договора предусмотрены ежемесячные расчеты за электроэнергию по показаниям электросчетчиков. Однако оплата за отпущенную электроэнергию учреждением УВ-14/8 произведена не была со ссылкой на отсутствие денежных средств.

Отсутствие финансирования из федерального бюджета учреждение УВ-14/8 подтвердило справкой за подписями начальника и главного бухгалтера учреждения.

В силу статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности которых субсидиарная ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Особенности правового положения отдельных видов государственных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, определяются Федеральным законом в редакции от 21.07.1998 N 117-ФЗ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“.

В соответствии со статьями 9, 11 названного Закона имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности. Право владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом от имени государства предоставляется центральному органу управления уголовно-исполнительной системы. Финансирование уголовно-исполнительной системы осуществляется целевым назначением с указанием отдельной строкой в федеральном бюджете на основе нормативов, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Финансирование коммунально-бытовых расходов в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Договор энергоснабжения был заключен от имени абонента (потребителя) учреждением УВ-14/8, которое является учреждением уголовно-исполнительной системы.

В деле отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что у учреждения УВ-14/8 и Управления исполнения наказаний Минюста России по Амурской области отсутствовали денежные средства для расчета с продавцом электроэнергии. Поэтому при рассмотрении спора следовало выяснить, выделялись ли Министерством финансов
в 1999 году денежные средства для обеспечения финансирования коммунально-бытовых расходов учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, достаточно ли было этих средств для расчетов за потребляемую электроэнергию, как эти средства были распределены центральным и территориальным органами управления уголовно-исполнительной системы. И с учетом полученных доказательств решить вопрос о том, кто должен оплатить задолженность за отпущенную электроэнергию.

Согласно статье 11 Федерального закона “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“ учреждения, исполняющие наказания и территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право использовать имущество, закрепленное за ними на праве полного хозяйственного ведения, для осуществления любой предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, в порядке, устанавливаемом центральным органом управления уголовно-исполнительной системы.

Вопрос об осуществлении такой деятельности учреждением УВ-14/8 и Управлением исполнения наказаний Минюста России по Амурской области и получении доходов от нее судом не исследовался.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, были выяснены неполно, состоявшийся судебный акт является необоснованным и подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 03.05.2000 делу N А04-268/00-6/36 Арбитражного суда Амурской области отменить.

Дело направить в первую инстанцию Арбитражного суда Амурской области на новое рассмотрение.