Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.05.2000 N Ф03-А51/00-2/705 В удовлетворении иска о признании недействительным распоряжения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг отказано, поскольку изложенные в распоряжении требования об опубликовании в средствах массовой информации сведений о деятельности общества и требования о прекращении исполнения президентом общества функций председателя совета директоров являются правомерными.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 17 мая 2000 года Дело N Ф03-А51/00-2/705“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества “Холдинговая компания “Дальморепродукт“ на решение и постановление от 10.12.1999, 01.03.2000 по делу N А51-7428/99-1-530 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества “Холдинговая компания “Дальморепродукт“ к Приморскому региональному отделению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг о признании недействительным распоряжения N 153р от 16.07.1999.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.12.1999, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.03.2000, отказано в иске открытому акционерному обществу “Холдинговая компания “Дальморепродукт“ (далее - ОАО “Дальморепродукт“) о
признании недействительным распоряжения Приморского регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (далее - Приморское РО ФКЦБ России) N 153р от 16.07.1999, в соответствии с которым истец обязан опубликовать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров общества, сведения о деятельности общества за 1996 - 1998 годы; на ближайшем собрании акционеров рассмотреть вопрос о внесении изменений в пункты 9.8, 9.9 устава общества, и президент акционерного общества обязан прекратить исполнение функций председателя совета директоров.

Судебные акты обоснованы тем, что Приморское региональное отделение ФКЦБ России провело проверку акционерного общества “Дальморепродукт“ в соответствии с Положением о порядке проведения проверок юридических лиц, деятельность которых на рынке ценных бумаг регулируется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 28.05.1998 N 19 (далее - Положение о порядке проведения проверок).

Предписание в адрес президента акционерного общества “Дальморепродукт“ вынесено председателем регионального отделения в пределах полномочий, предоставленных ему пунктами 3.3, 4.4, 4.7 Положения о Приморском региональном отделении ФКЦБ России, утвержденного председателем Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг 23.09.1998 N 1017-р.

Правильность принятых судебных актов проверяется по жалобе истца, который просит их отменить, сославшись на нарушение и неправильное применение норм материального права.

В частности, истец считает, что ответчику не были надлежащим образом оформлены полномочия на право проведения проверки акционерного общества, что предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах направляются Федеральной комиссией, а не председателем регионального отделения Федеральной комиссии.

Требования в оспариваемом распоряжении об опубликовании в средствах массовой информации сведений о деятельности общества, о рассмотрении вопроса о внесении изменений в устав общества и о прекращении исполнения президентом общества функций председателя
совета директоров противоречат федеральным законам “Об акционерных обществах“ и “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг“.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Ответчик в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, а принятые судебные акты - без изменения, сославшись на их законность и обоснованность.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и сторон, изложенные в судебном заседании, проверив правильность применения норм материального права, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене принятых судебных актов.

Из материалов дела усматривается, что ответчик на основании письма Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг N НБ-03/180К от 09.04.1999 и приказа председателя Приморского регионального отделения N 88-п от 12.04.1999 в период с 13.04.1999 по 02.06.1999 провел внеплановую проверку соблюдения требований законодательства о ценных бумагах открытым акционерным обществом “Холдинговая компания “Дальморепродукт“, по результатам которой ответчиком 16.07.1999 принято распоряжение N 153-р “Об устранении нарушений действующего законодательства о рынке ценных бумаг“.

Проверка проведена региональным отделением в соответствии с Положением о порядке проведения проверок юридических лиц, поэтому довод истца о нарушении ответчиком порядка проведения проверки и об отсутствии у него полномочий на проведение проверки не может быть принят во внимание как противоречащий материалам дела, а также в связи с тем, что данный довод был предметом рассмотрения суда первой инстанции, оценивался при апелляционном рассмотрении, получил правильную и объективную оценку суда.

Также не может быть принят во внимание довод жалобы о коллегиальном порядке принятия решений региональным отделением ФКЦБ России, поскольку приводимые в жалобе ссылки на пункты 3
и 12 Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1996 N 1009, относятся к деятельности Федеральной комиссии, а не ее региональных отделений.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона “О рынке ценных бумаг“ региональное отделение действует на основании положения, утвержденного Федеральной комиссией.

Положением о Приморском региональном отделении определено, что деятельность отделения планируется и организуется его председателем. Решения регионального отделения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства РФ о ценных бумагах принимаются в форме распоряжений, подписываемых председателем отделения. Принятие решений комиссией (коллегиально) Положение не предусматривает.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг“ эмитент обязан предоставить инвестору информацию, определенную законодательством Российской Федерации. Нормы, закрепляющие обязанность акционерного общества раскрывать для инвесторов (акционеров) информацию о деятельности общества, содержатся в Федеральном законе “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг“, Федеральном законе “О рынке ценных бумаг“, а также в статьях 91 и 92 Федерального закона “Об акционерных обществах“. Согласно пункту 1 статьи 92 Федерального закона “Об акционерных обществах“ помимо предусмотренных данной статьей общество обязано публиковать и иные сведения, определенные ФКЦБ России. Такие сведения определены в Постановлении ФКЦБ России от 08.05.1996 N 9 “О дополнительных сведениях, которые открытое акционерное общество обязано публиковать в средствах массовой информации“.

Согласно статье 11 Федерального закона “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг“ ФКЦБ России вправе выносить в адрес эмитентов обязательные для исполнения предписания по вопросам, предусмотренным данным Законом и
иными нормативными актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Неопубликование информации об обществе, предусмотренной статьей 92 Федерального закона “Об акционерных обществах“, является не только нарушением данной нормы закона, но нарушением статьи 6 Федерального закона “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг“.

Таким образом, контроль за соблюдением эмитентами к раскрытию и опубликованию предусмотренной законодательством информации является одной из функций федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и его региональных отделений.

Статьи 64 - 68 Федерального закона “Об акционерных обществах“ регулируют деятельность совета директоров общества, который возглавляется председателем совета директоров.

В акционерном обществе “Дальморепродукт“ президент общества осуществляет функции председателя совета директоров, что не отрицается истцом, однако это является нарушением пункта 2 статьи 66 Федерального закона “Об акционерных обществах“, который предусматривает, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества.

С учетом изложенного требования распоряжения N 153р об опубликовании в средствах массовой информации сведений о деятельности общества, о рассмотрении вопроса о внесении изменений в устав общества и о прекращении исполнения президентом общества функций председателя совета директоров общества являются правомерными и соответствуют действующему законодательству о рынке ценных бумаг и об акционерных обществах.

Решение последних двух вопросов может быть осуществлено на очередном общем собрании акционеров общества, поэтому не принимается во внимание ссылка заявителя жалобы на пункт 1 статьи 53 и пункт 1 статьи 55 Федерального закона “Об акционерных обществах“, которые регулируют вопросы внесения предложений в
повестку дня годового и внеочередного собрания акционеров.

Судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального права не допущено, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы акционерного общества “Дальморепродукт“.

Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.12.1999, постановление апелляционной инстанции от 01.03.2000 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-7428/99-1-530 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.