Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.03.2000 N Ф03-А73/00-2/308 Вывод суда первой инстанции об отказе в иске о признании недействительным постановления налогового органа правомерен, так как предприятие обоснованно привлечено к налоговой ответственности за неуплату региональных и местных налогов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 27 марта 2000 года Дело N Ф03-А73/00-2/308“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Хабаровскому краю на постановление от 13.01.2000 по делу N А73-6653/30-99 АИ-1/539К Арбитражного суда Хабаровского края по иску общества с ограниченной ответственностью “Востокторг“ к Государственной налоговой инспекции по Хабаровскому краю о признании недействительным постановления от 09.08.1999.

Общество с ограниченной ответственностью “Востокторг“ обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления Государственной налоговой инспекции по Хабаровскому краю.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 21.10.1999 в иске отказано.

Суд установил, что ООО
“Востокторг“ зарегистрировано в свободной экономической зоне “Алтай“, однако осуществляло коммерческую деятельность на территории г. Хабаровска. При этом федеральные налоги в части отчисления в краевой бюджет, региональные налоги и местные предприятием не уплачивались, поэтому привлечение ООО “Востокторг“ к налоговой ответственности признано судом обоснованным и в удовлетворении иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 13.01.2000 решение суда отменено. Исковые требования удовлетворены, постановление Государственной налоговой инспекции по Хабаровскому краю N 02-08/65-88 от 9 августа 1999 г. признано недействительным.

Отменяя решение суда, апелляционная инстанция исходила из того, что статьей 54 Гражданского кодекса РФ определено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом или учредительными документами не установлено иное. Местом нахождения ООО “Востокторг“ является, таким образом, г. Горно - Алтайск. Самостоятельную предпринимательскую деятельность ООО “Востокторг“ на территории Хабаровского края не осуществляло. Все полученные доходы являются доходами от совместной деятельности. Законом Хабаровского края от 30.03.1995 N 7 “О налогах и сборах Хабаровского края“ установлен перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Хабаровского края, установлены плательщики налогов. Однако ведение учета совместной деятельности, осуществляемой на территории Хабаровского края, не является основанием для уплаты местных налогов и сборов. Предприятия - участники совместной деятельности задолженности перед бюджетом не имеют.

В кассационной жалобе Управление Министерства РФ по налогам и сборам по Хабаровскому краю, считая постановление апелляционной инстанции незаконным, просит его отменить, оставив в силе решение суда.

В рассмотрении дела объявлялся перерыв.

Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.

Общество с ограниченной ответственностью
“Востокторг“ зарегистрировано в свободной экономической зоне “Алтай“ постановлением Администрации г. Горно - Алтайск N 117/33 от 08.07.1997 и состоит на налоговом учете в г. Горно - Алтайске.

Общество учреждено одним физическим лицом, проживающим в г. Хабаровске.

В соответствии с уставом общества исполнительным органом общества является его директор, функции которого выполняет участник общества либо лицо, нанимаемое участником общества, по договору.

В проверяемый период исполнение обязанностей директора возложено на Хруленко И.Л., проживающего в г. Хабаровске.

27.12.1996 между истцом и 4 предприятиями, зарегистрированными на территории Хабаровского края и в г. Хабаровске, заключен договор о совместной деятельности по производству колбасных изделий и торгово - закупочной деятельности. Ведение общих дел с 01.09.1997 поручено ООО “Востокторг“ г. Горно - Алтайска. Иной деятельности ООО “Востокторг“ не осуществляло ни в г. Горно - Алтайске, ни в г. Хабаровске.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истцом допущены налоговые правонарушения - неуплата налогов и сборов по фактическому местонахождению предприятия.

Не может быть принят во внимание довод истца о том, что юридическое лицо обязано платить налоги по месту его нахождения, которым в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ является место его регистрации.

Порядок регистрации юридических лиц, в том числе определение места регистрации, должен быть установлен законом о регистрации юридических лиц (пункт 1 статья 51 Гражданского кодекса РФ).

Поскольку до настоящего времени такой закон не принят, то в соответствии со статьей 8 Федерального закона “О введении в действия части первой Гражданского кодекса РФ“ применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов.

Указанное выше не противоречит статье 83 Налогового
кодекса РФ, определяющей, что налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации.

В Российской Федерации взимаются федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги.

Установление местных налогов и сборов, согласно Федеральному закону от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“, относится к ведению муниципальных образований. Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральным законодательством.

Региональные налоги и сборы установлены Законом Хабаровского края от 30.03.1995 N 7 “О налогах и сборах Хабаровского края“.

ОАО “Востокторг“ не уплачивало налог на прибыль, на имущество, сбор на нужды образовательных учреждений, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, целевой сбор на содержание милиции, благоустройство, на нужды образования и другие цели, сбор за уборку территории, целевой сбор на благоустройство территории, на нужды образования, на финансирование работ, связанных с подготовкой города к осенне - зимнему периоду и другие цели, налог с продаж.

Суммы доначисленных налогов и сборов истец в суде первой и апелляционной инстанций не оспаривал, оспаривая лишь возможность привлечения к налоговой ответственности за неуплату налогов и сборов, установленных на территории Хабаровского края и г. Хабаровска.

Отменяя решение суда, апелляционная инстанция указала на то, что ООО “Востокторг“ не осуществляло самостоятельную предпринимательскую деятельность на территории Хабаровского края, и все полученные доходы являются доходами от совместной деятельности, поэтому плательщиком налогов на территории Хабаровского края истец не является.

Вывод суда ошибочен.

Материалами дела установлено, и это не оспаривают стороны по делу, что ООО “Востокторг“ получило доходы только от совместной деятельности на территории Хабаровского края. Все
сведения о доходах от совместной деятельности, бухгалтерские балансы, декларации и другую отчетность ООО “Востокторг“ направило в Государственную налоговую инспекцию г. Горно - Алтайска.

Именно эти бухгалтерские и налоговые документы явились основанием для начисления налогов и налоговых санкций Государственной налоговой инспекцией по Хабаровскому краю, т.е. были учтены только те сведения, которые представлялись ООО “Востокторг“. И, будучи зарегистрированным на территории эколого - экономической зоны “Алтай“, ООО “Востокторг“ было освобождено от уплаты местных и региональных налогов, поэтому не только истец, но и другие участники совместной деятельности ни местные, ни региональные налоги по месту осуществления коммерческой деятельности не уплачивали.

В соответствии со статьей 38 Налогового кодекса РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с законом о конкретных налогах.

При этом объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущества, прибыль и доход, стоимость реализованных товаров либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (например, для налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы налог начисляется с выручки, в том числе по совместной деятельности).

Таким образом, объектом налогообложения является не сама деятельность (в том числе совместная), а полученный при ее осуществлении результат. При осуществлении совместной деятельности возникает объект налогообложения, учет которого возложен на организацию, ведущую совместные дела, поэтому она и должна исчислять налоги и своевременно их уплачивать, если иное прямо не предусмотрено в налоговом законодательстве.

В соответствии со статьей 23 Закона РФ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР“, статьей 56 Налогового кодекса
РФ запрещено предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством.

Федеральным законом об установлении конкретных налогов не предусмотрено предоставление льготного режима налогообложения организаций, зарегистрированных в эколого - экономических районах, не предусмотрено это и законодательными актами о налогах, взимаемых на территории Хабаровского края и г. Хабаровска.

Вывод суда об обоснованности привлечения ООО “Востокторг“ к налоговой ответственности за неуплату региональных и местных налогов является законным, поэтому его следует оставить в силе.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

кассационную жалобу удовлетворить.

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 13.01.2000 по делу А73-6653/30-99 отменить.

Решение арбитражного суда от 21.10.1999 оставить в силе.

Взыскать с ООО “Востокторг“ в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 417 руб. 45 коп. за рассмотрение жалобы в кассационной инстанции.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.