Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2004 по делу N А52/995/2004/2 Поскольку деятельность местной администрации по предоставлению и передаче земельных участков в собственность на условиях выкупа не относится к предпринимательской и денежные средства от этих операций, зачисляемые в местный бюджет, не являются выручкой от предпринимательской деятельности, у администрации отсутствовала обязанность по исчислению НДС при осуществлении указанных операций.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 2004 года Дело N А52/995/2004/2“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., Корпусовой О.А., Хохлова Д.В., рассмотрев 05.10.04 в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Куньинского района Псковской области и Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Псковской области на решение от 17.05.04 (судья Героева Н.В.) и постановление апелляционной инстанции от 12.07.04 (судьи Манясева Г.И., Разливанова Т.А., Степанова Е.В.) Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/995/2004/2,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Псковской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд
Псковской области с заявлением о взыскании с администрации Куньинского района Псковской области (далее - администрация) 892033 руб. 28 коп., в том числе: 599720 руб. 16 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 138270 руб. 96 коп. пеней по НДС; 26070 руб. налога на доходы физических лиц, 2647 руб. 95 коп. пеней за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц; 127 руб. 38 коп. налога с продаж, 13 руб. 33 коп. пеней по налогу с продаж; 25 руб. 47 коп. штрафа за неуплату налога с продаж; 5214 руб. штрафа за неисполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога на доходы на основании пункта 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В заявлении от 14.05.04 инспекция изменила размер требований и просила взыскать с ответчика 892033 руб. 28 коп., в том числе: 599281 руб. 36 коп. НДС, 128194 руб. 04 коп. пеней по НДС, 119856 руб. 27 коп. штрафа за неуплату НДС; 26070 руб. налога на доходы физических лиц, 2647 руб. 95 коп. пеней по налогу на доходы физических лиц; 5124 руб. штрафа по пункту 1 статьи 123 НК РФ.

Решением суда от 17.05.04 требования инспекции удовлетворены частично. С администрации в доход соответствующего бюджета взыскано 737525 руб. 40 коп., в том числе: 599281 руб. 36 коп. НДС, 128194 руб. 04 коп. пеней по НДС, 10050 руб. штрафа за неуплату НДС. В остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 12.07.04 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебные
акты в части доначисления НДС. По мнению подателя жалобы, администрация как орган местного самоуправления не является плательщиком НДС по операциям купли-продажи земельных участков.

Инспекция в кассационной жалобе просит отменить судебное акты по эпизоду, связанному с включением в облагаемый доход выплат на санаторно-курортное лечение работников администрации, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, указанные выплаты не являются компенсационными, поэтому инспекцией правомерно доначислен налог на доходы физических лиц и начислены пени.

В судебном заседании стороны поддержали свои доводы, изложенные в кассационных жалобах.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает, что жалоба администрации обоснованна и подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную проверку администрации за период с 01.07.2000 по 08.10.03. В ходе проверки установлено, что ответчик в нарушение статей 38, 39, 168 НК РФ в течение всего проверяемого периода не исчислял НДС при осуществлении операций по продаже земельных участков, что привело к неуплате НДС, и не удерживал налог на доходы физических лиц, в связи с чем инспекция доначислила ему налог на доходы физических лиц.

По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки инспекция приняла решение от 19.11.03 N 4900 о привлечении Администрации к предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения - неуплату НДС в виде взыскания 119856 руб. 27 коп. штрафа. Администрации предложено уплатить 599281 руб. 36 коп. НДС, 138270 руб. 96 коп. пеней по НДС; 26070 руб. налога на доходы физических лиц, 2647 руб. 95 коп. пеней за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц; 5214 руб. штрафа за невыполнение налоговым
агентом обязанности по удержанию и перечислению налога на доходы по пункту 1 статьи 123 НК РФ.

Данные требования налогового органа о добровольной уплате штрафа, недоимки и пеней администрацией не были исполнены. Поэтому инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании вышеназванных сумм.

Как видно из материалов дела, администрация в пределах своих полномочий, определенных статьей 29 Устава Куньинского района Псковской области, статьями 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляла деятельность по предоставлению и передаче в собственность на условиях выкупа гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 7 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - ФЗ N 154) местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ФЗ N 154.

Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования (статья 28 ФЗ N 154).

В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество (статья 29 ФЗ N 154).

Доходы от приватизации (выкупа) объектов
муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

В силу статьи 5 ФЗ N 154 органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Функция по распоряжению земельными участками до разграничения государственной собственности на землю возложена на администрацию как орган местного самоуправления, в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“.

Согласно статье 41 ФЗ N 154 от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с ФЗ N 154 и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений ФЗ N 154 в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях“ применительно к учреждениям.

Таким образом, из изложенного следует,
что договоры купли-продажи земельных участков заключались администрацией в целях выполнения возложенных на не исключительных полномочий в определенной сфере деятельности, обязательность выполнения которых установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39 Налогового кодекса РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.

Реализуемые и предоставляемые в аренду земельные участки администрации на праве собственности не принадлежали. Средства, поступающие администрации, зачислялись в бюджет района и являлись плановыми источниками дохода бюджетов. Средства, поступающие администрации от реализации и сдачи в аренду земельных участков, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации.

Деятельность администрации по распоряжению земельными участками не относится к предпринимательской и денежные средства, зачисляемые в бюджет от этих операций, не являются выручкой от предпринимательской деятельности.

С учетом изложенного в отношении администрации подлежат применению положения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми не признается объектом налогообложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти
и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

При указанных обстоятельствах операции по выкупу земельных участков не признаются объектом обложения НДС, администрация не является организацией, применительно к определению понятия “организация“ приведенному в статье 143 НК РФ и пункте 2 статьи 11 НК РФ, и не является плательщиком НДС. Такой вывод следует и из смысла подпункта 6 статьи 146 НК РФ, введенного Федеральным законом от 20.08.04 N 109-ФЗ.

Выводы суда, изложенные в судебных актах по данному эпизоду, кассационная инстанция считает ошибочными. Решение от 17.05.04 и постановление апелляционной инстанции от 12.07.04 по данному эпизоду подлежат отмене. В удовлетворении требований инспекции о взыскании с администрации 599281 руб. 36 коп. НДС, 128194 руб. 04 коп. пеней по НДС, 10050 руб. штрафа за неуплату НДС по пункту 1 статьи 122 НК РФ следует отказать.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебное акты по эпизоду, связанному с включением в облагаемый доход выплат на санаторно-курортное лечение работников администрации, со ссылкой на неправильное применение судом первой и апелляционной инстанций норм материального права. По мнению подателя жалобы, указанные выплаты не являются компенсационными, поэтому инспекцией правомерно доначислен налог на доходы физических лиц и начислены пени.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения администрацией налогового
законодательства по налогу на доходы физических лиц. В результате проверки установлен факт невключения в базу, облагаемую налогом на доходы, сумм ежегодной компенсации на лечение, выплачиваемой муниципальным служащим (50 процентов стоимости санаторно-курортных путевок).

По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 24.12.01 и с учетом возражений администрации вынесено решение от 18.01.02 N 13, которым администрации доначислены 24703 руб. налога на доходы физических лиц, 2647 руб. 95 коп. пеней за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц и 4940 руб. 60 коп. штрафа за неисполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога на доходы.

Как следует из статьи 4 Федерального закона от 31.07.95 N 119-ФЗ “Об основах государственной службы в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ), законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона N 119-ФЗ федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные гарантии.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 08.01.98 “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации“, подпунктом 2 пункта 1 статьи 24 Закона Псковской области от 06.01.97 N 1-ОЗ “О муниципальной службе в Псковской области“ (далее - Закон Псковской области N 1-ОЗ) муниципальному служащему гарантируется денежное содержание и иные выплаты.

Согласно пункту 4 статьи 28 Закона Псковской области N 1-ОЗ муниципальному служащему ежегодно производится выплата на санаторно-курортное лечение, размер которой составляет 50 процентов средней стоимости
путевки в санаторно-курортное учреждение, расположенное на территории области, с учетом количества дней ежегодно оплачиваемого отпуска муниципального служащего. Порядок осуществления выплаты и ее исчисление регулируются правовыми актами органов местного самоуправления.

На основании указанных норм администрацией изданы распоряжения от 14.05.02 N 337 и от 13.03.03 N 180, согласно которым произведены соответствующие выплаты.

Факт выплаты администрацией указанных компенсаций сторонами не оспаривается.

Определением ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2005 исправлена опечатка. В данном случае вместо “...глава 26...“ следует читать “...глава 23...“.

В проверяемом периоде действовала глава 26 “Налог на доходы физических лиц“ части второй Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой от налогообложения освобождены доходы физических лиц. Этой же главой определены особенности исчисления налога налоговыми агентами.

Согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с: возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения; оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия; оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях; увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск; гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей; возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников; исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Освобождение от налогообложения компенсационных выплат на
лечение и данной правовой нормой не предусмотрено.

Вместе с тем в пункте 1 статьи 217 НК РФ указано, что освобождаются от налогообложения государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, законодательством Российской Федерации, в которое входит и Закон Псковской области N 1-ОЗ, гарантированы дополнительные выплаты государственным служащим в виде компенсационных выплат на лечение.

Как следует из изложенного, компенсационные выплаты не подлежат включению в налоговую базу при исчислении налога на доходы физических лиц. Поэтому у инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления налога.

Кроме того, принимая во внимание, что частью 9 статьи 226 НК РФ не допускается уплата налога на доходы физических лиц за счет средств налоговых агентов, которым в данном случае является администрация, суд обоснованно указал на незаконность решения налоговой инспекции в части взыскания налога за счет средств администрации.

Следует признать, что вывод суда о признании недействительным решения инспекции в части доначисления 24703 руб. налога на доходы физических лиц, 2647 руб. пеней и 4940 руб. 60 коп. штрафа является правомерным.

На основании изложенного кассационная инстанция считает, что при вынесении судом решения и постановления нормы материального и процессуального права не нарушены и оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.05.04 и постановление апелляционной инстанции от 12.07.04 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/995/2004/2 отменить в части взыскания с администрации Куньинского района Псковской области, расположенной по адресу: Псковская область, поселок Кунья, улица Советская, 276, в доход соответствующих бюджетов 599281 руб. 36 коп. налога на добавленную стоимость, 128194 руб. 04 коп. пеней по налогу на добавленную стоимость, 119856 руб. 27 коп штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость и в доход федерального бюджета 13975 руб. 25 коп. государственной пошлины.

В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Псковской области о взыскании с администрации Куньинского района Псковской области в доход федерального бюджета 599281 руб. 36 коп. налога на добавленную стоимость, 128194 руб. 04 коп. пеней по налогу на добавленную стоимость и 119856 руб. 27 коп. штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

БЛИНОВА Л.В.

Судьи

КОРПУСОВА О.А.

ХОХЛОВ Д.В.