Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.08.1999 N Ф03-А59/99-2/1061 Суд кассационной инстанции отменил судебные акты первой и апелляционной инстанций, поскольку мотивы приостановления производства по делу противоречат нормам АПК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 18 августа 1999 года Дело N Ф03-А59/99-2/1061“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Специализированной морской инспекции Сахалинского региона, г. Южно - Сахалинск, на постановление и определение от 11.06.1999, 22.04.1999 по делу N А59-1197/99-С5 Арбитражного суда Сахалинской области по иску Специализированной морской инспекции Сахалинского района, г. Южно - Сахалинск, к открытому акционерному обществу “Роснефть - Сахалинморнефтегаз“, г. Оха, о взыскании 176530 руб. 72 коп.

Специализированная морская инспекция Сахалинского региона обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к открытому акционерному обществу “Роснефть - Сахалинморнефтегаз“ о взыскании 176530 рублей 72 копеек
- стоимости вреда, причиненного экологическим правонарушением (загрязнение территории нефтепромысла нефтепродуктами).

Определением от 22.04.1999, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.06.1999, производство по делу приостановлено со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 81 АПК РФ, в связи с тем, что в производстве Арбитражного суда г. Москвы находится дело N А40-35920/98-92-170 по иску Специализированной морской инспекции Сахалинского региона к Государственному комитету РФ по охране окружающей среды о признании недействительным его Приказа от 05.10.1998 N 558 “О совершенствовании структуры природоохранных органов на территории Сахалинской области“.

Принимая судебные акты, Арбитражный суд Сахалинской области посчитал, что с принятием указанного приказа истец утрачивает статус юридического лица и не может выступать в суде от своего имени, поскольку в Приказе указано, что в связи с реорганизацией “...истец осуществляет свою деятельность на правах структурного подразделения Государственного комитета по охране окружающей среды Сахалинской области - Управления“.

Ссылаясь на эти обстоятельства, суд пришел к выводу о невозможности рассмотрения настоящего иска до принятия решения по другому делу.

В кассационной жалобе Специализированная морская инспекция Сахалинского региона просит отменить определение и постановление суда с передачей дела на рассмотрение по существу.

При этом заявитель жалобы считает, что суд принял судебные акты без учета требований ст. 57 ГК РФ о порядке реорганизации юридических лиц и в основу определения о приостановлении производства по делу положена неправильная оценка приказа N 558 от 05.10.1998.

Проверив законность состоявшихся по делу судебных актов, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене, поскольку мотивы приостановления производства по делу противоречат нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 22 АПК РФ в арбитражном процессе участвуют не
только юридические лица. Согласно пункту 4 названной нормы, в случаях, установленных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ “Об охране окружающей природной среды“ к компетенции специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды относятся функции по предъявлению исков о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранного законодательства.

В соответствии с Положением о Специализированной морской инспекции Сахалинского региона от 30.09.1997 истец является подразделением специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды - Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, наделен полномочиями территориального органа Госкомэкологии и входит по подчиненности в структуру Государственной Дальневосточной природоохранной морской службы.

Согласно действующему законодательству, территориальный орган исполнительной власти создается федеральным органом для осуществления его полномочий в регионах.

Пунктом 2.5 указанного положения за истцом закреплена функция по взысканию в установленном порядке платежей за несанкционированные выбросы загрязняющих веществ на территории водоохранных и прибрежных зон в водных объектах, морской среде и континентальном шельфе Российской Федерации.

Пунктом 1.4 положения Спецморинспекция Сахалинского региона наделена правами юридического лица.

Приказом N 558 от 05.10.1998 Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды переводит истца из своего (федерального) подчинения в подчинение Государственного комитета по охране окружающей среды Сахалинской области (территориальное) с сохранением за истцом функций специализированной морской инспекции. При этом прав юридического лица истец названным приказом также лишен не был.

В пункте 4 Приказа предписано Государственному комитету по охране окружающей среды Сахалинской области представить в Госкомэкологию России соответствующие предложения о внесении изменений
и дополнений в Положение о Госкомэкологии Сахалинской области.

Таким образом, в случае отказа в удовлетворении иска по делу N А40-35920/98-92-170, истец автоматически не лишается прав юридического лица и функций специально уполномоченного органа (территориального) в области охраны окружающей природной среды и вправе участвовать в арбитражном процессе до соответствующих изменений в Положении о Госкомэкологии Сахалинской области.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до принятия решения по другому делу.

Обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела по существу, нет.

Доказательства о реорганизации истца (положение о морской службе, Положение о Госкомэкологии Сахалинской области) в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к ошибочному выводу о том, что настоящее дело не может быть рассмотрено по существу до окончания разбирательства по делу N А40-35920/98-92.

Руководствуясь статьями 174 - 177, 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Сахалинской области от 22.04.1999 и постановление апелляционной инстанции от 11.06.1999 по делу N А59-1197/99 отменить. Дело передать на рассмотрение по существу.

Выдать справку на возврат госпошлины в сумме 417 рублей 50 копеек, уплаченной Специализированной морской инспекцией Сахалинского региона по платежному поручению N 271 от 08.07.1999 за рассмотрение дела в кассационной инстанции.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.