Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.12.2003 N А29-677/2003-1Э Ответственность в части возмещения за счет казны РФ убытков, возникших в связи с недофинансированием льгот, возложена на Министерство финансов РФ как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 5 декабря 2003 года Дело N А29-677/2003-1Э“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Прониной С.А., судей Синякиной Т.В., Терешиной Н.М., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по Республике Коми на решение от 22.07.2003 по делу N А29-677/2003-1э Арбитражного суда Республики Коми, принятое судьей Голубых В.В., по иску открытого акционерного общества “Связь“ к управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования “Корткеросский район“, Министерству финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по Республике Коми, министерству финансов Республики Коми,
Министерству труда и социального развития Российской Федерации, администрации муниципального образования “Корткеросский район“, третьи лица: министерство Республики Коми по социальным вопросам, финансовое управление муниципального образования “Корткеросский район“, о взыскании 33492 рублей и

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Связь“ (далее - ОАО “Связь“) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования “Корткеросский район“, Министерству финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по Республике Коми и министерству финансов Республики Коми о возмещении 33492 рублей затрат, связанных с предоставлением отдельным категориям населения в 2000 году льгот по установке телефона, абонентской плате за него и пользование радиоточкой на основании Федерального закона “О ветеранах“, Закона Республики Коми “О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми“ (ранее действовавшего Закона Республики Коми “О социальной защите ветеранов в Республике Коми“).

Определением от 04.03.2003 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство труда и социального развития Российской Федерации, а также администрация муниципального образования “Корткеросский район“; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, - финансовое управление администрации муниципального образования “Корткеросский район“ и министерство Республики Коми по социальным вопросам.

Решением от 22.07.2003 заявленные требования удовлетворены. В связи с отсутствием доказательств перечисления денежных средств во исполнение Федерального закона “О ветеранах“ из федерального бюджета с Министерства финансов Российской Федерации (за счет казны Российской Федерации) в пользу ОАО “Связь“ взыскана сумма 13618 рублей. Убытки в размере 19874 рубля, возникшие у истца при предоставлении льгот по Закону Республики Коми “О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в
Республике Коми“, отнесены на министерство финансов Республики Коми (за счет казны субъекта). В иске к управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования “Корткеросский район“, Министерству труда и социального развития Российской Федерации и администрации муниципального образования “Корткеросский район“ отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по Республике Коми просит Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа отменить принятый судебный акт в части взыскания с него задолженности и освободить его от ответственности.

Заявитель жалобы оспаривает вывод суда о виновности казны Российской Федерации в причинении убытков ОАО “Связь“, поскольку обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии незаконных действий со стороны Министерства финансов Российской Федерации.

По мнению лица, обратившегося с жалобой, суд не учел положения постановления Правительства Российской Федерации N 963 от 15.12.2000, в соответствии с которыми финансирование льгот осуществляется в пределах средств, утвержденных в бюджете на соответствующий год. В противоречие данной норме суд удовлетворил исковые требования, возместив ОАО “Связь“ убытки в полном объеме.

Кроме того, ответчик утверждает, что оплата спорных льгот производится за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерству труда и социального развития Российской Федерации в 2000 году, которое и должно как главный распорядитель отвечать за недофинансирование при реализации федерального закона, так как в его полномочия входит принятие решения о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации.

Кассационная жалоба Министерства финансов Российской Федерации на решение по делу N А29-677/2003-1э рассмотрена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в
заседание суда округа не обеспечили.

Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы и доказательства, представленные сторонами в дело, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены состоявшихся судебных актов.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно жалобы.

Как следует из имеющихся в деле документов, ОАО “Связь“, действуя в качестве оператора связи, предоставляло в 2000 году инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, проживающим на территории Корткеросского района, льготы по оплате услуг связи, предусмотренные Федеральным законом “О ветеранах“, Законом Республики Коми “О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми“.

Размер недополученных истцом платежей в результате предоставления указанных льгот составил 33492 рубля, в том числе за счет федерального бюджета - 13618 рублей, что подтверждается счетами-фактурами, актами сверки задолженности по состоянию на 01.11.2002 и списками абонентов, пользующихся льготами. Спора о размере и стоимости оказанных услуг между сторонами не имеется.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона “О связи“ от 16.02.1995 N 15-ФЗ возмещение недополученных предприятием связи доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 10 Федерального закона “О ветеранах“ от 12.01.1995 N 5-ФЗ определяет, что расходы на оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им производятся за счет федерального бюджета (подпункт “в“ пункта 1 части 1), а расходы на оплату услуг за пользование радио - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (подпункт “б“ пункта 2 части
1). Названной нормой права (частью 2) предусмотрено, что порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок возмещения расходов операторам связи на предоставление льгот по Федеральному закону “О ветеранах“ в 2000 году установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963. В пункте 2 данных Правил указано, что финансирование этих расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранам и инвалидам.

Согласно приложению 1 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2000 год“ от 31.12.1999 N 227-ФЗ компенсация расходов на реализацию Закона “О ветеранах“ учтена в размере 100000000 рублей.

Из уведомления о бюджетных ассигнованиях из федерального бюджета на 2000 год следует, что во втором полугодии Министерство труда и социального развития Российской Федерации в пределах выделенных ему Министерством финансов Российской Федерации и распределенных ассигнований перечислило министерству Республики Коми по социальным вопросам лишь 409000 рублей на оплату льгот за пользование услугами связи, предоставляемых на основании федеральных законов “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. Все денежные средства были направлены операторам связи. При этом доказательства предоставления названных денежных средств управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования “Корткеросский район“ в материалах дела отсутствуют.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по
компенсации затрат, произведенных ОАО “Связь“ в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков.

На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, поэтому суд округа считает, что ответственность правильно возложена на Министерство финансов Российской Федерации как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.

Доводы заявителя жалобы об отсутствии в деле доказательств его вины в причинении истцу убытков несостоятельны.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, служащих основанием возражений по иску, лежит на ответчике. Утверждая об осуществлении финансирования расходов по Федеральному закону “О ветеранах“ в полном объеме, Министерство финансов Российской Федерации должно было представить документы, подтверждающие данный довод. Такие документы не представлены ни в Арбитражный суд Республики Коми, ни в кассационную инстанцию.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, судом округа не установлено.

В силу изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.07.2003 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-677/2003-1э оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по Республике Коми - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ПРОНИНА С.А.

Судьи

СИНЯКИНА Т.В.

ТЕРЕШИНА Н.М.