Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.10.2003 N А79-3179/2003-СК1-3044 Пени, начисленные по состоянию на 01.01.1999 на задолженность по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, взыскиваются в размере, не превышающем сумму недоимки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 20 октября 2003 года Дело N А79-3179/2003-СК1-3044“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Шутиковой Т.В., судей Башевой Н.Ю., Базилевой Т.В., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу третьего лица - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации - Единой пенсионной службы по Чувашской Республике на решение от 04.08.2003 по делу N А79-3179/2003-СК1-3044 Арбитражного суда Чувашской Республики, принятое судьей Дроздовым Н.В., по заявлению открытого акционерного общества “Чувашавтотехобслуживание“ (город Чебоксары) о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району города Чебоксары и

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Чувашавтотехобслуживание“ (далее -
ОАО “Чувашавтотехобслуживание“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району города Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившегося в отказе уменьшить пени по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на сумму 1291987 рублей и внести изменения в решение о реструктуризации от 07.12.2001 N 15-01.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечено отделение Пенсионного фонда Российской Федерации - Единая пенсионная служба по Чувашской Республике (далее - Отделение).

Решением суда от 04.08.2003 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Отделение не согласилось с принятым по делу судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение по мотивам неправильного применения норм материального права, а именно статьи 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ) и неприменения Порядка уплаты страховых взносов и пени работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 56-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год“, статьи 12 Федерального закона от 05.08.2000 N 114-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год“. По мнению Отделения, ограничение на суммы взыскиваемых пеней действовало в период с 01.01 по 17.08.1999, то есть до того, как органы государственных внебюджетных
фондов были отнесены к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В спорный период взыскание недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и пени производилось в соответствии с порядком и условиями, установленными специальным законодательством.

ОАО “Чувашавтотехобслуживание“ не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.

Законность принятого Арбитражным судом Чувашской Республики решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в соответствии с актом сверки сумм задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации от 27.06.2003 ОАО “Чувашавтотехобслуживание“ по состоянию на 17.08.1999 имело задолженность по указанным платежам в сумме 1147024 рубля, на которую начислены пени в сумме 2439011 рублей.

08.04.2003 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением об уменьшении суммы пеней, причитающихся к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисленных, но не взысканных с налогоплательщика к моменту введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, до размера неуплаченной суммы страховых взносов и о внесении соответствующих изменений в решение о реструктуризации от 07.12.2001 N 15-01.

В письме Инспекции от 20.05.2003 Обществу отказано в уменьшении суммы начисленных пеней, превышающей размер имеющейся недоимки, на том основании, что данный перерасчет должны были производить органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Посчитав данный отказ противоречащим статье 8 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ (в редакции от 09.07.1999) и нарушающим его права и законные интересы, Общество обжаловало его в арбитражном
суде.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьей 9 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ), статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, статьей 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“). При этом суд исходил из того, что пени по страховым взносам, начисленные по состоянию на 01.01.1999 и в период с 01.01.1999 по 17.08.1999, подлежат взысканию в размере, не превышающем сумму недоимки. Следовательно, налоговый орган обязан уменьшить сумму пеней, начисленных на 17.08.1999, на 1291987 рублей.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В пункте 7 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) отмечено, что органы государственных внебюджетных фондов, к каковым относится и Пенсионный фонд Российской Федерации, с 18.08.1999 являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а согласно пункту 1 статьи 34.1 Кодекса в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ специальные законодательные акты по внебюджетным фондам продолжают действовать в отношении установления объектов налогообложения, порядка исчисления взносов и сроков их уплаты. В
остальной части их положения применяются только в тех случаях, если они не противоречат части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, на отношения, связанные с уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды, распространялись требования Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе положения Федерального закона о введении его в действие.

Наделив органы государственных внебюджетных фондов полномочиями налоговых органов, законодатель в статье 8 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ) установил, что суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не уплаченные налогоплательщиками (плательщиками сборов) к моменту введения в действие части первой Кодекса, взыскиваются с налогоплательщиков (плательщиков сборов) в размерах, начисленных на 01.01.1999, но не более неуплаченной суммы налога (сбора). Указанное ограничение действовало в период с 01.01.1999 до вступления в силу Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации“.

Упомянутая статья не содержит оговорки о том, что ее положения не распространяются на государственные внебюджетные фонды. Следовательно, пени, начисленные по состоянию на 01.01.1999, а также с 01.01.1999 по 18.08.1999, взыскиваются в размере, не превышающем сумму недоимки.

Как установил суд и подтверждается материалами дела, Обществу по состоянию на 17.08.1999 начислены пени в размере, превышающем сумму недоимки по страховым взносам.

Ни Инспекцией, ни третьим лицом данный факт не оспаривается.

Таким образом, плательщику страховых взносов неправомерно отказано в уменьшении размера начисленных пеней до размера недоимки и внесении изменений в решение о реструктуризации, в связи с чем выводы суда об удовлетворении заявленного требования Общества соответствуют закону и материалам дела.

На основании вышеизложенного Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского
округа считает, что нормы материального права Арбитражный суд Чувашской Республики применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене принятого судебного акта, суд не допустил, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о распределении расходов по кассационной жалобе не рассматривался в связи с освобождением заявителя от ее уплаты на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.08.2003 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-3179/2003-СК1-3044 оставить без изменения, кассационную жалобу отделения Пенсионного фонда Российской Федерации - Единой пенсионной службы по Чувашской Республике - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ШУТИКОВА Т.В.

Судьи

БАШЕВА Н.Ю.

БАЗИЛЕВА Т.В.