Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.10.2003 N А79-3278/2003-СК1-3124 Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выполняют функции органа государственной власти и управления, а следовательно, имеют право на получение льготы по земельному налогу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 9 октября 2003 года Дело N А79-3278/2003-СК1-3124“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Шутиковой Т.В., судей Башевой Н.Ю., Бердникова О.Е., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району города Чебоксары на решение от 07.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 13.08.2003 по делу N А79-3278/2003-СК1-3124 Арбитражного суда Чувашской Республики, принятые судьями Степановой В.М., Петровой С.М., Михайловым А.Т., Севастьяновой Л.С., по заявлению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации - Единой пенсионной службы по Чувашской Республике о признании недействительным решения налогового органа и

УСТАНОВИЛ:

Государственное
учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации - Единая пенсионная служба по Чувашской Республике (далее - Отделение, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району города Чебоксары (далее - Инспекция) от 16.05.2003 N 13-09/8819 об отказе в предоставлении льготы по уплате земельного налога.

Решением от 07.07.2003 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 13.08.2003 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с выводами суда, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вынесенные судебные акты по мотивам неправильного применения пункта 14 статьи 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“.

Заявитель полагает, что Пенсионный фонд Российской Федерации не может пользоваться льготой по уплате земельного налога, поскольку в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867 “О структуре федеральных органов исполнительной власти“ он не отнесен к органам исполнительной власти.

Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.

Законность вынесенных Арбитражным судом Чувашской Республики судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации - Единая пенсионная служба по Чувашской Республике является пользователем земельного участка, расположенного по адресу: город Чебоксары, улица К. Иванова, дом 87, выделенного ему в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации административного здания на основании распоряжения главы администрации города
Чебоксары от 28.11.2002 N 3199-р, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 06.03.2003 серии 21 АЖ N 038414.

Руководствуясь нормами Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, в соответствии с которыми на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы законом возложены публично-властные полномочия по государственному управлению средствами обязательного пенсионного страхования, назначению и выплате трудовых пенсий, что позволяет отнести возложенные на Пенсионный фонд Российской Федерации полномочия к сфере функционирования исполнительной власти, 17.03.2003 Отделение обратилось в Инспекцию с заявлением N 03-30/829 о предоставлении ему льготы по уплате земельного налога, предусмотренной пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“.

Письмом заместителя руководителя налогового органа от 16.05.2003 N 13-09/8819 в предоставлении льготы Отделению отказано.

Данный отказ Отделение обжаловало в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Чувашской Республики руководствовался пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“, Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, статьями 143, 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, положениями постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N 9-П и признал право Отделения на применение льготы по земельному налогу.

Рассмотрев кассационную жалобу относительно приведенных в ней доводов, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ к числу объектов, подлежащих освобождению от уплаты земельного налога,
отнесены земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, то есть объектом освобождения от налогообложения является земля особой категории - предоставленная для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а не сами органы государственной власти как субъекты землепользования.

Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, установлено, что Пенсионный фонд России образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в федеральной собственности Российской Федерации, являются частью бюджета России, имеют строго целевое назначение и направляются только на выплату государственных пенсий.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ в числе объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, в разделе II установлены объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач. К числу таких объектов отнесен и Пенсионный фонд Российской Федерации, денежные средства которого входят в состав казны Российской Федерации и который от имени Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения, то есть управляет средствами, входящими в состав казны Российской Федерации.

Согласно статье 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан, в частности на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о
социальном обеспечении. В статье 144 названного Кодекса к числу таких фондов отнесен Пенсионный фонд Российской Федерации.

Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионным страховании в Российской Федерации“ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы наделены публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию: выполняют функции страховщика, осуществляющего управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, обеспечивают назначение и выплату государственных пенсий.

Данные полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 N 9-П “По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации“ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы“ по смыслу статей 7 (части 2), 10, 11 (части 1), 15 (части 2), 39, 45 (части 1), 71 (пунктов “в“, “ж“), 72 (пунктов “ж“ части 1), 78 (части 1), 110, 114 (пунктов “в“, “г“, “е“ части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, являясь государственным учреждением пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органа государственной власти и управления, следовательно, имеют право на получение льготы по земельному налогу, предусмотренной пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“.

Как видно из материалов дела, государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации - Единая пенсионная служба по Чувашской Республике создано для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения и организации пенсионного обеспечения в Чувашской Республике.

В своей деятельности Отделение подчиняется Пенсионному фонду Российской Федерации, руководствуется Конституцией Российской Федерации и
действующим законодательством. Финансируется Отделение из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, относящегося в соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджету первого уровня, как и федеральный бюджет, имеет в оперативном управлении федеральное имущество.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Чувашской Республики правомерно удовлетворил заявленное требование Отделения.

Выводы суда сделаны им на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, представленных в дело, и им не противоречат. При этом нормы материального права применены судом верно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене принятого судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.

Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривался, так как заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 13.08.2003 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-3278/2003-СК1-3124 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району города Чебоксары - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ШУТИКОВА Т.В.

Судьи

БАШЕВА Н.Ю.

БЕРДНИКОВ О.Е.