Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.07.2003 N А79-570/03-СК2-590 Предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета, т.к. действующим законодательством не предусмотрено распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 22 июля 2003 года Дело N А79-570/03-СК2-590“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Отдельной Л.И., судей Прониной С.А., Синякиной Т.В., при участии представителей ответчика - Кашина Г.А. по доверенности от 10.01.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Чувашской Республике на решение от 02.04.2003 и постановление апелляционной инстанции от 12.05.2003 по делу N А79-570/03-СК2-590 Арбитражного суда Чувашской Республики, принятые судьями Яковлевой Г.Н., Романовым В.Г., Авдониной О.Г., Еруковой Г.М., по иску общества с ограниченной ответственностью “Чувашсетьгаз“ к администрации города Новочебоксарска, финансовому отделу министерства финансов
Чувашской Республики в городе Новочебоксарске, министерству финансов Чувашской Республики, Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Чувашской Республике о взыскании 12713 рублей 25 копеек и

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Чувашсетьгаз“ (далее - ООО “Чувашсетьгаз“) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к администрации города Новочебоксарска, финансовому отделу министерства финансов Чувашской Республики в городе Новочебоксарске, министерству финансов Чувашской Республики и Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Чувашской Республике о взыскании 12713 рублей 25 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением лицам, награжденным знаком “Почетный донор России“, льгот по оплате поставленного им природного газа в период с четвертого квартала 2000 года по 2001 год на основании Закона Российской Федерации “О донорстве крови и ее компонентов“.

Решением от 02.04.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.05.2003, исковые требования удовлетворены за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано. При принятии судебных актов суд, ссылаясь на статьи 3, 4, 5, 8, 11 Закона Российской Федерации “О донорстве крови и ее компонентов“ и определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О, исходил из того, что впредь до урегулирования возникших правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.

В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Чувашской Республике просит Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа отменить решение и постановление апелляционной инстанции в связи с неприменением статьи 5 Закона Российской Федерации “О донорстве крови и ее компонентов“ и направить дело на новое
рассмотрение.

Ссылаясь на названную норму Закона, заявитель жалобы считает, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе предусматривать в своих нормативных актах о бюджетах необходимые средства для финансирования льгот, предоставляемых лицом, награжденным знаком “Почетный донор России“, до урегулирования вопроса распределения соответствующих расходов между бюджетами Ф.И.О.

Министерство финансов Российской Федерации указывает на исполнение своих обязанностей путем предоставления бюджету Чувашской Республики денежных средств федерального бюджета из Фонда компенсации на финансирование расходов в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Кассационная жалоба на судебные акты Арбитражного суда Чувашской Республики по данному делу рассмотрена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В заседании суда кассационной инстанции заявитель жалобы поддержал изложенные в ней доводы.

Общество с ограниченной ответственностью “Чувашсетьгаз“, администрация города Новочебоксарска, финансовый отдел Министерства финансов Чувашской Республики в городе Новочебоксарске, Министерство финансов Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей.

Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы и доказательства, представленные сторонами в дело, суд округа не нашел оснований для отмены состоявшихся судебных актов.

Как следует из имеющихся в деле документов, ООО “Чувашсетьгаз“ предоставляло в четвертом квартале 2000 года и в течение 2001 года гражданам, награжденным знаком “Почетный донор России“, льготы по оплате отпущенного им природного газа, предусмотренные статьей 11 Закона Российской Федерации N 5142-1 от 09.06.1993 “О донорстве крови и ее компонентов“.

Размер недополученных истцом платежей в результате предоставления указанных льгот составил 12713 рублей 25 копеек, что подтверждается ежемесячными отчетами о предоставлении льгот, списками граждан на получение компенсации (т. 1, л. д. 10 -
137). Спора о размере и стоимости оказанных услуг между сторонами нет.

В пункте “ж“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В Федеральном законе “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам (статьи 9, 12 Закона).

Кроме того, постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 “О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах“ и от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года“ определено, что на субъект федерации может быть возложена ответственность за неисполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации N 5142-1 от 09.06.1993 “О донорстве крови и ее компонентов“ финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет благотворительных взносов российских и зарубежных неправительственных и общественных организаций и граждан.

Согласно статье 5 названного Закона органы государственного управления и органы местного самоуправления в пределах
своих полномочий обеспечивают на соответствующих территориях выполнение государственных программ развития донорства крови и ее компонентов, финансирование и материально-техническое обеспечение организаций здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов, предоставление донору льгот, установленных законодательством Российской Федерации.

Содержание названных норм Закона свидетельствует о том, что финансирование соответствующих льгот за счет средств бюджетов может быть осуществлено только после принятия федеральной, республиканских, территориальных и местных программ.

Судом первой инстанции установлено, что в спорный период республиканская и местная целевые программы совершенствования крови в Чувашской Республике не принимались; денежные средства, необходимые для финансирования льгот в республиканском и местном бюджете, не предусматривались.

Содержащимися в Законе Российской Федерации “О донорстве крови и ее компонентов“ нормами не установлены ни конкретный размер льгот, ни порядок распределения бремени между уровнями бюджетной системы по финансированию расходов, связанных с их предоставлением.

Следовательно, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета, поскольку уполномоченные государственные органы не приняли мер по разработке порядка реализации права на льготу по оплате услуг, предоставленных Законом соответствующей категории граждан, на что прямо указывает своим определением N 68-О от 09.04.2002 Конституционный Суд Российской Федерации.

Указанная правовая позиция следует из положений Конституции Российской Федерации и обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и организаций.

Ссылка заявителя жалобы на перечисление денежных средств в возмещение затрат на реализацию Федерального закона “О донорстве крови и ее компонентов“ судом кассационной инстанции во внимание не принимается. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, служащих основанием возражений по иску, лежит на ответчике. Утверждая об осуществлении финансирования расходов по указанному Закону, Управление федерального казначейства
Министерства финансов Российской Федерации по Чувашской Республике должно было представить документы, подтверждающие данный довод. Такие документы не представлены ни в Арбитражный суд Чувашской Республики, ни в кассационную инстанцию.

С учетом изложенного нормы материального права Арбитражным судом Чувашской Республики применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене принятого судебного акта, им не допущено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании расходов по кассационной жалобе судом не рассматривался в связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02.04.2003 и постановление апелляционной инстанции от 12.05.2003 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-570/03-СК2-590 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Чувашской Республике - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ОТДЕЛЬНАЯ Л.И.

Судьи

ПРОНИНА С.А.

СИНЯКИНА Т.В.