Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.06.2003 N А29-3105/98-3939/01-2Э Возмещение недополученных предприятием связи доходов в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи производится за счет средств федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 11 июня 2003 года Дело N А29-3105/98-3939/01-2э“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Ногтевой В.А., судей Прониной С.А., Синякиной Т.В., при участии представителей истца - Осиповой Л.В., доверенность от 25.09.2002, от ответчика - Министерства финансов Республики Коми - Шершунова А.В., доверенность от 23.12.2002 N 10-02/6867, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, на решение от 28.03.2003 по делу N А29-3105/98-3939/01-2э Арбитражного суда Республике Коми, принятое судьей Каменевым А.Л., по иску открытого акционерного общества “Связь“ к Министерству финансов Российской
Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, Управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования “Город Сыктывкар“, Финансовому управлению администрации муниципального образования “Город Сыктывкар“, Министерству финансов Республики Коми, третье лицо - администрация муниципального образования “Город Сыктывкар“, и

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Связь“ обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Управлению по социальным вопросам администрации МО “Город Сыктывкар“ о возмещении 3287116 рублей 35 копеек затрат, связанных с предоставлением в декабре 1997 года и в 1998 году льгот по услугам связи на основании федеральных законов “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и соответствующих нормативных актов Республики Коми.

Определением от 04.06.2001 на основании статьи 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми и Министерство Финансов Республики Коми.

Суд первой инстанции решением от 24.09.2001 исковые требования удовлетворил в полном объеме: взыскал с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми 3255392 рубля, составляющие сумму льгот, предоставленных федеральным законодательством, и 31724 рубля 35 копеек с Министерства финансов Республики Коми за льготы, предусмотренные законами Республики Коми “О социальной защите инвалидов в Республике Коми“ и “О социальной защите ветеранов в Республике Коми“.

Постановлением апелляционной инстанции от 10.07.2002 решение оставлено без изменения по тем же мотивам.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 12.09.2002 отменил названные судебные акты в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации 3255392 рублей, как принятые по недостаточно исследованным материалам. Направляя дело на новое рассмотрение в
первую инстанцию, кассационная инстанция указала на тот факт, что Арбитражный суд Республики Коми не установил, неправомерные действия какого органа (федерального или субъекта Российской Федерации) явились причиной возникшего у акционерного общества вреда.

При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что обязательства по исполнению федерального законодательства о социальной защите инвалидов и ветеранов по компенсации затрат истца не исполнялись ввиду бездействия федеральных органов государственной власти, денежные средства на реализацию льгот из федерального республиканскому бюджету не выделялись. Решением от 28.03.2003 взыскал с Министерства финансов Российской Федерации в пользу ОАО “Связь“ 3255392 рубля 40 копеек убытков за счет средств казны Российской Федерации.

В апелляционном порядке законность решения не проверялась.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 28.03.2003.

Заявитель оспаривает вывод суда о виновности казны Российской Федерации в причинении убытков ОАО “Связь“; указывает, что действующее законодательство предусматривает порядок возмещения льгот, предоставляемых ветеранам. В пункте 2 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ говорится о праве федерального центра возложить эти расходы на субъекты Российской Федерации и впоследствии урегулировать этот вопрос в порядке межбюджетных отношений. Состав льгот, реализацию которых взяла на себя Россия в рассматриваемый период, прямо определен федеральными законами о бюджете на соответствующие годы. В них не предусмотрена обязанность Российской Федерации возмещать спорные льготы, а потому эти расходы возлагаются на республиканский бюджет. Относительно возмещения льгот, предоставленных в Федеральном законе “О социальной защите инвалидов“, податель жалобы пояснил, что порядок его реализации утвержден постановлением Правительства Российской
Федерации N 536 от 14.07.2001. Данный нормативный акт также возлагает обязанность на Министерство финансов республики предпринимать определенные действия по обеспечению финансирования льгот.

ОАО “Связь“ отклонило доводы кассационной жалобы, указало на неправильное толкование заявителем норм права, регулирующих спорные правоотношения. Акционерное общество считает, что источник финансирования льгот, предоставленных ветеранам и инвалидам, является федеральным, отсутствие законодательно разработанного механизма их возмещения в силу определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О должно рассматриваться как виновные действия федеральных органов государственной власти.

Министерство финансов Республики Коми в судебном заседании поддержало позицию истца.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 28.03.2003 по делу N А29-3105/98-3939/01-2Э проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в декабре 1997 года и в 1998 году ОАО “Связь“ предоставляло населению города Сыктывкара льготы по услугам связи, предусмотренные федеральными законами “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. Общая сумма льгот с учетом возмещения составила 3255392 рубля 40 копеек, взыскание которой явилось предметом заявленного иска.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (статья 1064
Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 30 Федерального закона от 16.02.1995 N 15-ФЗ “О связи“ отдельным группам граждан при пользовании электрической и почтовой связью могут устанавливаться льготы и преимущества в части очередности, порядка пользования и размера оплаты услуг связи. Перечень таких льгот, а также категория должностных лиц и граждан, которые имеют право на льготы, определяются законодательством Российской Федерации и нормативными актами субъектов Российской Федерации. Возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок возмещения предприятиям связи недополученных в результате применения льгот доходов определяется соответственно Правительством Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы 1995 года “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, действующие в спорный период, предусматривали льготы соответствующим категориям граждан по оплате установки квартирного телефона и абонентской плате за пользование им, по оплате за пользование радиотрансляционной точкой, однако источник их финансирования не был определен законодателем. Лишь в Федеральном законе от 18.11.1998 “О внесении изменений в статью 10 Федерального закона “О ветеранах“ расходы на оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им отнесены на федеральный бюджет.

Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате незаконного бездействия органов государственной власти, не может лишать операторов связи прав на возмещение убытков в размере произведенных в связи с реализацией федерального законодательства затрат. До надлежащего урегулирования данных правоотношений финансирование должно осуществляться за счет средств федерального бюджета (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О).

Согласно приложениям к федеральным законам “О федеральном бюджете на 1997 год“ и “О федеральном бюджете на 1998 год“ были
утверждены расходы, учтенные при расчете сумм финансовой помощи субъектам Российской Федерации на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ и Республике Коми выделено 88908 тыс. рублей на каждый год. Расходы на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ не предусмотрены.

Суд первой инстанции, исследовав представленные спорящими сторонами доказательства, установил, что денежные средства из федерального бюджета в Республику Коми в целях исполнения названных выше законодательных актов, как в составе трансфертных платежей, так и путем проведения зачетов не поступали. Данный вывод не противоречит имеющимся в деле документам.

Таким образом, убытки ОАО “Связь“, связанные с предоставлением льгот отдельным категориям граждан на основании федеральных законов “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, возникли вследствие незаконного бездействия федеральных органов государственной власти по реализации названных законодательных актов. Федеральные органы государственной власти в лице Федерального казначейства по Республике Коми не представили доказательства своей невиновности.

При указанных обстоятельствах, Арбитражный суд Республики Коми правомерно удовлетворил исковые требования за счет казны Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.03.2003 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-3105/98-3939/01-2Э оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

НОГТЕВА В.А.

Судьи

ПРОНИНА С.А.

СИНЯКИНА Т.В.