Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.03.2003 N 1372/5 Закон субъекта РФ, устанавливающий льготы по налогу с владельцев транспортных средств, не отменен и является действующим, следовательно, отказ в предоставлении льготы неправомерен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО - ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 13 марта 2003 года Дело N 1372/5“

Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в составе: председательствующего Бердникова О.Е., судей Базилевой Т.В., Шутиковой Т.В. при участии представителей от истца: Мельникова П.В. (удостоверение от 28.11.02 N 84) рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Ивановской области на решение от 14.10.02 постановление апелляционной инстанции от 09.12.02 по делу N 1372/5 Арбитражного суда Ивановской области, принятые судьями Борисовой В.Н., Герасимовым В.Д., Голиковым С.Н., Чижиковой Т.Е., по иску Вичугского лесхоза к Межрайонной инспекции
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Ивановской области о признании неправомерным отказа налогового органа в предоставлении лесхозу льготы по уплате налога с владельцев транспортных средств и

УСТАНОВИЛ:

Вичугский лесхоз обратился в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Ивановской области о признании недействительным отказа налогового органа в предоставлении истцу льготы по уплате налога с владельцев транспортных средств в 2002 году и об обязании возвратить добровольно уплаченную сумму налога в размере 21758 рублей 60 копеек.

Решением от 14.10.02 исковые требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 09.12.02 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с выводами суда, Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Ивановской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и в удовлетворении иска отказать.

Заявитель считает, что суд неправомерно применил Закон Ивановской области от 26.01.00 N 4-ОЗ “О бюджете территориального дорожного фонда Ивановской области на 2000 год“ к правоотношениям, возникшим в 2002 году. По мнению налогового органа, освобождение государственных и муниципальных органов от уплаты налога было предусмотрено Законом Ивановской области от 13.10.94 N 23 “О налогах территориального дорожного фонда“, утратившим силу в связи с принятием Закона Ивановской области от 05.03.01 N 10-ОЗ “О ставках налога с владельцев транспортных средств“, который льгот по уплате налога не предоставляет. Следовательно, государственные и муниципальные органы в Ивановской области в 2002 году обязаны уплачивать налог с владельцев транспортных средств на общих основаниях.

Вичугский лесхоз в отзыве на
жалобу с доводами заявителя не согласился и просил оставить судебные акты без изменения. В судебном заседании представитель лесхоза указанную позицию поддержал.

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Ивановской области, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание представителя не направила, в связи с чем дело рассмотрено без ее участия.

Правильность применения Арбитражным судом Ивановской области норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго - Вятского округа в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 17.06.02 Вичугский лесхоз обратился в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Ивановской области с заявлением о предоставлении льготы по налогу с владельцев транспортных средств на основании статьи 5 Закона Ивановской области от 26.01.00 N 4-ОЗ “О бюджете территориального дорожного фонда Ивановской области на 2000 год“. Налоговый орган письмом от 10.07.02 N 2634 в предоставлении льготы отказал, указав, что в связи с вступлением в законную силу с 01.01.02 Закона Ивановской области от 05.03.01 N 10-ОЗ “О ставках налога с владельцев транспортных средств“ лесхоз потерял право на льготу.

Посчитав действия налогового органа неправомерными, Вичугский лесхоз обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой и апелляционной инстанции исходил из того, что Закон Ивановской области от 26.01.00 N 4-ОЗ “О бюджете территориального дорожного фонда Ивановской области на 2000 год“ официально не отменен, его действие распространялось и на 2002 год, а потому лесхоз правомерно требовал предоставить льготу по уплате налога. Кроме того, при этом суд руководствовался
пунктом 7 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа оснований для ее удовлетворения не нашел.

Согласно статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации лесхозы имеют статус территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Статьей 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ определены порядок и ставки уплаты налога с владельцев транспортных средств. В пункте 5 названной статьи предусмотрено, что увеличение (уменьшение) ставки налога относительно ставок, указанных в настоящей статье, или полное освобождение отдельных категорий физических лиц и организаций от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

На территории Ивановской области порядок уплаты налога с владельцев транспортных средств определен Законом Ивановской области от 13.10.94 N 23-ОЗ “О налогах территориального дорожного фонда“. Согласно статье 2 данного Закона от налога освобождались представительные и исполнительные органы власти всех уровней. Названный Закон утратил силу с 01.01.02 в связи с принятием Закона Ивановской области от 05.03.01 N 10-ОЗ “О ставках налога с владельцев транспортных средств“.

Параллельно с Законом Ивановской области от 13.10.94 N 23-ОЗ на территории Ивановской области действовали Законы Ивановской области от 14.09.94 N 16-ОЗ “О бюджете территориального дорожного фонда Ивановской области на 1994 год“, от 15.04.96 N 17-ОЗ “О бюджете территориального дорожного фонда Ивановской области на 1996 год“, от 13.06.97 N 14-ОЗ “О бюджете территориального
дорожного фонда Ивановской области на 1997 год“, от 03.04.98 N 21-ОЗ “О бюджете территориального дорожного фонда Ивановской области на 1998 год“, от 09.03.99 N 5-ОЗ “О бюджете территориального дорожного фонда Ивановской области на 1999 год“, от 26.01.00 N 4-ОЗ “О бюджете территориального дорожного фонда Ивановской области на 2000 год“.

В соответствии со статьей 5 (приложением N 3) Закона Ивановской области от 26.01.00 N 4-ОЗ “О бюджете территориального дорожного фонда Ивановской области на 2000 год“ освобождались от уплаты налога в том числе органы государственной власти и органы местного самоуправления Ивановской области, к числу которых и относится Вичугский лесхоз.

В названный Закон неоднократно вносились изменения, что свидетельствует о правильности вывода Арбитражного суда Ивановской области о том, что Закон Ивановской области от 26.01.00 N 4-ОЗ продолжал действовать и за пределами указанного в его названии года. Следовательно, суд правомерно признал за Вичугским лесхозом право на льготу по уплате налога на владельцев транспортных средств и удовлетворил иск.

С учетом изложенного нормы материального права Арбитражным судом Ивановской области применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу пункта 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене принятого судебного акта, им не допущено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании расходов по кассационной жалобе судом не рассматривался в связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14.10.02 и постановление апелляционной инстанции
от 09.12.02 по делу N 1372/5 Арбитражного суда Ивановской области оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Ивановской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

БЕРДНИКОВ О.Е.

Судьи

БАЗИЛЕВА Т.В.

ШУТИКОВА Т.В.