Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2003 N А82-231/02-А/3 К правоотношениям по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний нормы Налогового кодекса РФ не применяются.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО - ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 13 января 2003 года Дело N А82-231/02-А/3“

Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в составе: председательствующего Шутиковой Т.В., судей Бердникова О.Е., Чигракова А.И., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 29.07.02 и постановление апелляционной инстанции от 03.10.02 по делу N А82-231/02-А/3 Арбитражного суда Ярославской области, принятые судьями Веселовой И.И., Коробовой Н.Н., Серовой С.Р., Митрофановой Г.П. по иску Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к открытому акционерному обществу “Крома“ (город Рыбинск
Ярославской области) о взыскании штрафа за нарушение установленного срока представления расчетной ведомости по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и

УСТАНОВИЛ:

Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (в настоящее время государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, далее - Отделение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к открытому акционерному обществу “Крома“ (далее - ОАО “Крома“, Общество) о взыскании штрафа в сумме 1574 рублей за нарушение срока представления расчетной ведомости формы 4-ФСС РФ по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 4-й квартал 2001 года на основании статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением от 29.07.02 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 03.10.02 решение оставлено без изменения.

Не согласившись с выводами суда, Отделение обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа с кассационной жалобой со ссылкой на неправильное применение статьи 11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ и неприменение подпункта 4 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“, подпункта 17 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, статьи 10 Федерального закона от 02.01.2000 N 24-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“, части 1 статьи 2, статьи 8, пункта 7 статьи
9, пункта 9 статьи 80, статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 13 и 17 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184.

По мнению заявителя, статья 11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ отсылает к специальному законодательству только в части уплаты страховых взносов и не лишает Отделение права на применение финансовых санкций к их плательщикам в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, поскольку страховой взнос в Фонд социального страхования Российской Федерации подпадает под определение налога, то за нарушение срока представления расчета по нему к плательщикам страховых взносов должны применяться финансовые санкции в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что Обществом вышеуказанная отчетность представлена несвоевременно, оно правомерно привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании вышеизложенного заявитель просит судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить.

ОАО “Крома“ в отзыве на кассационную жалобу с доводами заявителя не согласилось, считает принятые судебные акты законными и обоснованными и просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения. Общество также просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Отделение, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило, поэтому дело рассмотрено без его участия.

Правильность применения Арбитражным судом Ярославской области норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго - Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Ярославское региональное отделение
Фонда социального страхования Российской Федерации провело камеральную проверку открытого акционерного общества “Крома“ по вопросам своевременности регистрации, начисления и перечисления (уплаты) страховых взносов и представления отчетности за период с 30.09 по 31.12.01. В ходе проверки установлено, что Обществом нарушен установленный постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.11.2000 N 113 срок представления расчетной ведомости формы 4-ФСС РФ по средствам на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 4-й квартал 2001 года. Согласно вышеуказанному постановлению расчетная ведомость должна представляться не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Фактически расчет представлен 31.01.02.

По результатам проверки составлен акт от 31.01.02, на основании которого руководитель Отделения вынес решение от 06.02.02 N 245 о привлечении ОАО “Крома“ к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление отчета в виде штрафа в размере 1574 рублей.

Поскольку Общество в добровольном порядке указанную сумму штрафа не уплатило, Отделение обратилось в арбитражный суд за ее принудительным взысканием.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, статьей 11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“, статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суд исходил из того, что взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются
в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования, специальным законодательством ответственность за несвоевременное представление отчетности по данному виду страхования в 2001 году не была предусмотрена. Следовательно, Отделение неправомерно привлекло Общество к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В правоотношениях в рамках указанного Федерального закона по осуществлению государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выступают в качестве страхователей - юридические и физические лица, застрахованных - физические лица, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховщиков - Фонд социального страхования Российской Федерации и его региональные отделения.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Таким образом, Фонд социального страхования Российской Федерации и его региональные органы являются одновременно
государственным внебюджетным фондом, осуществляющим контроль за формированием и расходованием средств социального страхования, поступающих в рамках единого социального налога, и страхователем, действующим в рамках осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При этом взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не входят в перечень налогов, предусмотренных статьями 19, 20, 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

В связи с этим к правоотношениям, связанным с уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, нормы Налогового кодекса Российской Федерации не применяются.

Указанная в пункте 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации ответственность за непредставление налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, предусмотрена для налогоплательщиков.

Следовательно, у Отделения не было правовых оснований для привлечения ОАО “Крома“ к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

В подпункте 17 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ указано, что страхователь обязан вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме.

В пункте 13 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184
установлено, что страхователи ежеквартально составляют отчетность по средствам на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме, утверждаемой страховщиком, и представляют ее страховщику в установленный им срок. Нарушение правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 17 Правил).

Однако действующим законодательством об обязательном социальном страховании ответственность за несвоевременное представление отчетности по средствам на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2001 году не была предусмотрена.

Ссылка заявителя на статью 10 Федерального закона от 02.01.2000 N 24-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“, в которой установлено, что применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд и регистрации в качестве страхователей осуществляется в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, не принимается во внимание судом, поскольку действие указанного закона ограничено пределами 2000 года.

С учетом изложенного доводы заявителя отклонены кассационной инстанцией как необоснованные.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Ярославской области верно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом не допущено.

Вопрос о распределении расходов по делу не рассматривался в связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Волго - Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 29.07.02 и постановление апелляционной инстанции от 03.10.02 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-231/02-А/3 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ШУТИКОВА Т.В.

Судьи

БЕРДНИКОВ О.Е.

ЧИГРАКОВ А.И.