Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2002 N А11-773/2002-К2-578 Действующим законодательством не предусмотрена возможность отказа территориальным фондом обязательного медицинского страхования в заключении договора (соглашения) о реструктуризации задолженности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 18 июня 2002 года Дело N А11-773/2002-К2-578“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Чигракова А.И., судей Базилевой Т.В., Шутиковой Т.В., при участии представителей истца - Рудакова А.В. (доверенность от 05.12.2001 N 73), Колесова В.П. (доверенность от 17.06.2002), рассмотрев в заседании кассационную жалобу Владимирского областного фонда обязательного медицинского страхования на решение от 11.03.2002 по делу N А11-773/2002-К2-578 Арбитражного суда Владимирской области, судьи Устинова О.В., Шеногина Н.Е., Фиохина Е.А.,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Вязники Владимирской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском
к Владимирскому областному фонду медицинского страхования (далее - ВО ФОМС, Фонд) о признании недействительным письма от 08.11.2001 N 12-2186 об отказе в заключении договора (соглашения) об условиях погашения задолженности по проведенным взаимозачетам.

Решением от 11.03.2002 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым судебным актом, Владимирский областной фонд обязательного медицинского страхования обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Владимирской области.

Заявитель считает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624 “О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 01.01.2001“, постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857 “Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования“, пункты 2.1.3, 2.1.4, 3.4 Инструкции о порядке проведения проверки своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, утвержденной приказом Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 21.09.2001 N 52 “О мерах по проведению реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 01.01.2001“, приказ Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 29.03.1996 N 23 “Об утверждении временного порядка погашения задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование“.

По мнению заявителя, суммы от проведенных взаимозачетов не учитываются в уплату страховых взносов, так как действующим законодательством данный порядок не предусмотрен.

Администрация города Вязники в отзыве на кассационную жалобу против доводов заявителя возразила, указав на законность и обоснованность принятого судебного акта.

Владимирский областной фонд обязательного медицинского страхования, надлежащим образом извещенный о
времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился, поэтому дело рассмотрено без его участия.

Правильность применения Арбитражным судом Владимирской области норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171 и 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, администрация города Вязники на основании соглашений о взаимозачетах, заключенных с Владимирским областным фондом обязательного медицинского страхования, уплатила за 1999 год платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения на сумму 496695 рублей 19 копеек.

Вязниковским филиалом Фонда проведена проверка своевременности и полноты перечисления администрацией города Вязники страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. В ходе проверки установлено, что у Администрации имеется задолженность перед Фондом на 01.01.2001 в сумме 3563450 рублей, в том числе недоимка - 138011 рублей, пени - 2183139 рублей. Результаты проверки отражены в акте от 31.10.2001 N 420.

Администрация обратилась в Фонд с заявлением от 31.10.2001 о реструктуризации задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 1995 по 2001 год в размере 3563450 рублей.

Фонд в письме от 08.11.2001 N 12-2186 указал, что сумма подлежащей реструктуризации задолженности определяется на основании акта проверки, а представленные Администрацией сведения о суммах недоимки и пеней ему не соответствуют. Учитывая изложенное, истцу было отказано в заключении договора (соглашения) об условиях погашения задолженности.

Не согласившись с действиями Фонда, Администрация обратилась в арбитражный суд с иском.

Арбитражный суд Владимирской области, удовлетворяя исковые требования, руководствовался пунктами 4, 5, 6 Правил реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 01.01.2001, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624 “О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 01.01.2001“, пунктом 14 Инструкции о порядке взимания и уплаты страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 “О мерах по выполнению Закона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О медицинском страховании граждан в РСФСР“, Временным порядком погашения задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 29.03.1996 N 23.

При этом он исходил из того, что действующее законодательство не предусматривает возможности отказа территориального фонда от заключения договора (соглашения) об условиях погашения задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхования неработающего населения. Соглашения о проведении взаимозачетов были заключены в период действия Временного порядка погашения задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, которым закреплялась возможность погашения задолженности на основании заключаемого сторонами соглашения о взаимозачетах по форме, установленной Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого решения.

Согласно статье 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации“ порядок и условия реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, включая списание начисленных пеней, имеющихся у плательщиков страховых взносов по состоянию на 01.01.2001, определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Правил реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на
01.01.2001, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624 “О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 01.01.2001“, реструктуризация задолженности проводится по договору (соглашению), заключенному плательщиком с территориальным фондом и утвержденному Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Пунктом 14 Инструкции о порядке взимания и уплаты страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 “О мерах по выполнению Закона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О медицинском страховании граждан в РСФСР“, установлено, что уплата начисленных страховых взносов (платежей) производится плательщиками перечислением соответствующих сумм со своих текущих или расчетных счетов отдельными платежными поручениями на счет Федерального или территориального фонда обязательного медицинского страхования по месту их регистрации в качестве плательщиков взносов (платежей).

Возможность применения территориальными органами обязательного медицинского страхования взаимозачетов при обеспечении погашения плательщиками своей задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование предусмотрена Временным порядком погашения задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 29.03.1996 N 23, который действовал на момент проведения взаимозачетов.

Факт проведения взаимозачетов в проверяемый период на сумму 496695 рублей 19 копеек между администрацией города Вязники и Владимирским областным фондом обязательного медицинского страхования подтверждается представленными в дело доказательствами. Данный факт не отрицает и Фонд.

Учитывая вышеизложенное, Арбитражный суд Владимирской области правомерно посчитал указанную в соглашениях о взаимозачетах сумму 496695 рублей 19 копеек взносом на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Нарушений норм материального права Арбитражным судом Владимирской области не допущено. Нарушений норм процессуального
права, являющихся в силу части 3 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено. Поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался, так как заявитель в силу пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ от уплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.03.2002 по делу N А11-773/2002-К2-578 оставить без изменения, а кассационную жалобу Владимирского областного фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

ЧИГРАКОВ А.И.

Судьи

БАЗИЛЕВА Т.В.

ШУТИКОВА Т.В.