Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.04.2002 N А82-2/02-Г/1 Материалами дела подтвержден факт правомерного отнесения спорного помещения к объектам муниципальной собственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 12 апреля 2002 года Дело N А82-2/02-Г/1“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Князевой Г.А., судей Клюкина С.И., Лазаревой А.В., при участии представителя третьего лица - Григорьевой Е.С. по доверенности от 01.04.2001 N 1, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента по управлению государственным имуществом администрации Ярославской области на решение от 08.01.2002 по делу N А82-2/02-Г/1 Арбитражного суда Ярославской области, судья Козлов В.П.,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее - КУМИ) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском
к Департаменту по управлению государственным имуществом администрации Ярославской области (далее - Департамент) о признании права муниципальной собственности на часть здания, расположенного по адресу: город Ярославль, Московский проспект, дом 1б, а именно:

- подвал общей площадью 88,1 кв. м;

- помещения на первом этаже общей площадью 93,6 кв. м.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в деле участвует Отдел вневедомственной охраны при Фрунзенском районном отделе внутренних дел города Ярославля (далее - Отдел охраны).

Исковые требования мотивированы тем обстоятельством, что до создания Фрунзенского РОВД здание являлось жилым домом и находилось в управлении исполнительных органов местных Советов, с 23.03.1977 оно арендовалось Отделом охраны, а позже было передано ему в оперативное управление по договору от 04.09.1997. В муниципальной собственности данный объект находится в соответствии с решением малого совета Ярославского областного Совета народных депутатов от 30.06.1992 N 132.

Решением от 08.01.2002 исковые требования удовлетворены. При этом суд сослался на то, что здание построено в 1939 году для нужд города, отнесено к муниципальной собственности решением малого совета Ярославского областного Совета народных депутатов от 30.06.1992 N 132. Отдел охраны с момента создания занимал помещение на основании договора аренды.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Обжалуя решение в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, Департамент просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.

По мнению кассатора, здание является федеральной собственностью в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“.

В судебном заседании представитель Отдела охраны поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Правильность применения норм материального и процессуального права Арбитражным судом Ярославской области при рассмотрении дела N А82-2/02-Г/1 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, заслушав представителя третьего лица, кассационная инстанция не нашла оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

Как следует из документов, жилой дом, расположенный по адресу: Ярославль, Московский проспект, 1б, построен в 1939 году для нужд города.

01.01.1992 нежилое помещение общей площадью 185,9 кв. м, расположенное в указанном здании, жилищным управлением исполкома города Ярославля предоставлено в аренду Отделу охраны сроком до 01.01.1993, о чем заключен договор N 47.

Арендная плата за пользование помещением своевременно перечислялась, что подтверждается картой арендатора (л. д. 39).

Решением малого совета Ярославского областного Совета народных депутатов от 30.06.1992 N 132 дом по упомянутому адресу отнесен к муниципальной собственности города Ярославля в составе имущества муниципального предприятия “РЭУ-8“.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 01.04.1996 N 572 “О передаче в оперативное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации арендуемых зданий, сооружений и помещений“ КУМИ заключило с Отделом охраны договор от 04.09.1997 N 392 о передаче спорного помещения в оперативное управление Отдела охраны без изменения уровня собственности, о чем указано в пунктах 1, 3, 4, 5 упомянутого договора.

Согласно пункту 2 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ к федеральной собственности относится имущество органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации.

Видимо, имеются в виду пункты 1, 10 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, а не постановления, утвердившего это Положение.

В силу пунктов 1, 10 постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589 “Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации“ вневедомственная охрана создается на договорной основе для защиты имущества собственников, осуществляет свою деятельность на принципах самоокупаемости и содержится за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.

Отдел вневедомственной охраны при Фрунзенском районном отделе внутренних дел города Ярославля в своей деятельности руководствуется вышеупомянутым Положением и из средств бюджета Российской Федерации не финансируется.

В связи с этим вывод суда об отсутствии оснований для отнесения спорного помещения к объектам федеральной собственности следует признать правильным.

Решением малого совета Ярославского областного Совета народных депутатов от 30.06.1992 N 132 упомянутое помещение в составе иного имущества отнесено к муниципальной собственности на основании приложения N 3 к постановлению Верховного Совета от 30.12.1991 N 3020-1 как объект, находящийся в управлении органов местных Советов народных депутатов.

Материалы дела подтверждают факт правомерного отнесения указанного помещения к объектам муниципальной собственности и обоснованность удовлетворения судом заявленного требования.

С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права. Оснований для отмены судебного акта нет.

На основании статей 174, 175 (пункта 1) и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный
суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.01.2002 по делу N А82-2/02-Г/1 Арбитражного суда Ярославской области оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента по управлению государственным имуществом администрации Ярославской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

КНЯЗЕВА Г.А.

Судьи

КЛЮКИН С.И.

ЛАЗАРЕВА А.В.