Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.02.2002 N А38-5/209-01 Прибыль театров, полученная от их основной деятельности, освобождена от налогообложения, а прибыль, полученная от предпринимательской деятельности, подлежит налогообложению в общем порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО - ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке

законности и обоснованности решений

(определений, постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 18 февраля 2002 года Дело N А38-5/209-01“

Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в составе: председательствующего Бердникова О.Е., судей: Базилевой Т.В., Чигракова А.И., без участия представителей сторон, рассмотрев в заседании кассационную жалобу государственного учреждения “Марийский национальный театр им. М.Шкетана“ на постановление апелляционной инстанции от 11.12.01 по делу N А38-5/209-01 Арбитражного суда Республики Марий Эл (судьи: Бакулин А.Ф., Суслопарова М.И., Протасов Ю.В.),

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение “Марийский национальный театр им. М.Шкетана“ обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по городу Йошкар - Оле о признании недействительным решения от 21.05.01. Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Йошкар - Оле заявила встречный иск о взыскании налоговых санкций в сумме 58480 рублей.

К участию в деле в качестве 3-го лица без самостоятельных требований на стороне ответчика привлечено Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Марий Эл.

Решением суда от 12.10.01 основной иск удовлетворен в части доначисления налога на прибыль в сумме 266698 рублей, взыскания пени - 12489 рублей и штрафа - 53340 рублей. Встречный иск удовлетворен в части взыскания налоговых санкций за неуплату налога на приобретение транспортных средств в сумме 5140 рублей. В остальном в удовлетворении исков отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 11.12.01 судебное решение изменено, основной иск удовлетворен в части доначисления налога на прибыль в сумме 55353 рублей, пени за его несвоевременную уплату - 1869 рублей и взыскания штрафа - 11071 рубля. В остальной части иска государственному учреждению “Марийский национальный театр им. М.Шкетана“ отказано. Встречный иск удовлетворен в части взыскания штрафа в размере 42269 рублей за неполную уплату налога на прибыль. Решение суда в части взыскания с государственного учреждения “Марийский национальный театр им. М.Шкетана“ штрафа в сумме 5140 рублей за неуплату налога на приобретение транспортных средств оставлено без изменения.

Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, государственное учреждение “Марийский национальный театр им. М.Шкетана“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что Арбитражным судом Республики Марий Эл неправильно применены статья 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 10 статьи 2
Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“, статья 47 Закона Российской Федерации “Основы законодательства Российской Федерации о культуре“, статья 47 Закона Республики Марий Эл “О культуре“, пункты 8 и 10 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации N 48 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы“, пункты 167, 184 и 188 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.99 N 107н. По мнению учреждения, законодательство Российской Федерации и Республики Марий Эл о культуре не относит к предпринимательской деятельности платные формы культурной деятельности, доход от которых используется на развитие и совершенствование организации культуры. Кроме этого, суд апелляционной инстанции при исчислении доли доходов от предпринимательской деятельности в общем объеме бюджетных поступлений не учел наличие целевых отчислений, к которым относятся средства, не предусмотренные сметой доходов и расходов театра, а также данные о фактических расходах театра.

В представленном отзыве на кассационную жалобу Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Йошкар - Оле с доводами заявителя не согласилась, посчитав принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, поэтому дело рассмотрено без их участия.

В судебном заседании объявлялся перерыв на основании пункта 3 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Правильность применения Арбитражным судом Республики Марий Эл норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго - Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 171 и 174 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Йошкар - Оле провела выездную налоговую проверку государственного учреждения “Марийский национальный театр им. М.Шкетана“ за период с 01.01.98 по 31.12.2000. В ходе проверки установлены занижение налогооблагаемой прибыли в результате несоответствия данных бухгалтерского учета с показателями отчетности, представленной в налоговый орган, а также неуплата налога на приобретение автотранспортных средств. По результатам проверки составлен акт от 16.04.01 N 12, с учетом материалов которого, руководитель Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Йошкар - Оле принял решение о привлечении налогоплательщика к ответственности в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации и предложил уплатить налоговые санкции в размере 68277 рублей, недоимку в размере 322398 рублей и пени в сумме 23274 рублей. Заместитель руководителя Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Марий Эл, рассмотрев жалобу государственного учреждения “Марийский национальный театр им. М.Шкетана“, изменил решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Йошкар - Оле и определил суммы налоговых санкций в размере 58480 рублей, недоимки - 292698 рублей, пени - 24602 рублей. Не согласившись с принятым решением, государственное учреждение “Марийский национальный театр им. М.Шкетана“ обратилось в арбитражный суд.

Суд апелляционной инстанции, частично удовлетворяя иски государственного учреждения “Марийский национальный театр им. М.Шкетана“ и Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Йошкар - Оле, руководствовался пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 2 и пунктом 6 статьи 6 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий
и организаций“, Законом Российской Федерации “Основы законодательства Российской Федерации о культуре“, Положением о театре в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.99 N 329, Законом Республики Марий Эл “О культуре“, пунктами 8 и 10 Инструкции N 48, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.99 N 107н. При этом суд исходил из того, что прибыль театров, полученная от их основной деятельности, освобождена от налогообложения, а прибыль, полученная от предпринимательской деятельности, подлежит налогообложению в общем порядке. При исчислении налогооблагаемой прибыли за 1998 год фактические расходы от предпринимательской деятельности следовало определять пропорционально удельному весу доходов от этой деятельности в общем объеме поступлений. При отсутствии в государственном учреждении “Марийский национальный театр им. М.Шкетана“ раздельного учета расходов по бюджетной и иной деятельности в 2000 году фактические расходы по предпринимательской деятельности определены на основании данных аналитического учета.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Пунктом 6 статьи 6 названного Закона установлено, что не подлежит налогообложению прибыль театров, полученная от их основной деятельности.

Порядок определения бюджетными учреждениями налогооблагаемой прибыли до 01.10.98 был установлен письмом Минфина Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 28.10.92 N 100/ВГ-6-01/385 “Об исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль бюджетными учреждениями и порядке предоставления
отчетности в налоговые органы“. Согласно пункту 2 названного письма бюджетные учреждения, ранее переведенные на новые условия хозяйствования и получающие доходы от предпринимательской деятельности, ведут бухгалтерский учет доходов и расходов в соответствии с письмом Министерства финансов СССР от 19.03.1990 N 38 “О бухгалтерском учете в учреждениях непроизводственной сферы, переведенных на новые условия хозяйствования“. Такими учреждениями аналитический учет средств, полученных из различных источников (поступления из бюджета; поступления за выполненные работы и оказанные услуги, проведенные мероприятия по договорам с государственными, кооперативными общественными предприятиями, организациями и учреждениями; поступления от оказания платных услуг населению и другие поступления), ведется по их видам. Фактические расходы этими учреждениями ведутся в разрезе статей Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации в целом за счет всех источников поступлений. Фактический расход средств, полученных от предпринимательской деятельности, определяется пропорционально сумме, поступившей за отчетный период от этой деятельности согласно данным учета.

С 01.10.98 порядок исчисления налогооблагаемой прибыли бюджетными организациями определяется Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации N 48 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными учреждениями и порядке представления отчетности в налоговые органы“. В силу пункта 10 названной Инструкции бюджетные организации, финансируемые за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, ранее переведенные на новые условия хозяйствования и получающие доходы от предпринимательской деятельности, аналитический учет средств, полученных из различных источников (поступления из бюджета; поступления за выполненные работы и оказанные услуги), ведут по их видам. Фактические расходы этими учреждениями ведутся по показателям бюджетной классификации в целом за счет всех источников поступления. Фактический расход средств, полученных от предпринимательской деятельности, определяется пропорционально
сумме поступлений от этой деятельности за отчетный период. При определении удельного веса доходов, полученных от предпринимательской деятельности, в общем объеме поступлений не учитываются целевые, а также внереализационные доходы. При этом следует иметь в виду, что при расчете расходов, относящихся к предпринимательской деятельности, из общей суммы расходов наряду с целевыми отчислениями исключаются расходы, не связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности (финансовые санкции по актам документальных проверок, расходы по приобретению квартир для работников и другие расходы).

В связи с введением приказом Минфина Российской Федерации от 17.04.2000 N 44н единого порядка ведения бухгалтерского учета для всех бюджетных организаций без выделения в отдельную группу учреждений, переведенных на новые условия хозяйствования, суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о том, что с 01.01.2000 налогооблагаемая база всеми бюджетными организациями (учреждениями) подлежит исчислению в порядке, определенном пунктом 8 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации N 48.

Согласно статье 47 Закона Российской Федерации “Основы законодательства Российской Федерации о культуре“ государственные и муниципальные организации культуры вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом. Деятельность некоммерческих организаций культуры по реализации предусмотренных уставом производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности. Платные формы культурной деятельности культурно - просветительных учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование.

В пункте 2.2.1 Устава театра (в редакции, действовавшей в проверяемый период) организация шоу - вечеров, дискотек и других культурно
- зрелищных и досуговых мероприятий отнесена к его предпринимательской деятельности. Из материалов дела не следует, что полученный от проведения дискотек, шоу - вечеров, вечеров современного танца доход полностью направлен на нужды обеспечения развития и совершенствования основной уставной деятельности государственного учреждения “Марийский национальный театр им. М.Шкетана“. Кроме того, суд апелляционной инстанции при отнесении спорной деятельности к предпринимательской правомерно руководствовался пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом его вывод о целевой направленности указанной деятельности на получение прибыли не противоречит материалам дела.

Расчет суммы подлежащих уплате истцом налога на прибыль, пени и налоговых санкций сделан на основании всестороннего, полного и объективного исследования материалов дела и им не противоречит. Доводы заявителя в части неправильности указанных расчетов не могут быть приняты судом кассационной инстанции в соответствии со статьями 165 и 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как направленные на переоценку уже исследованных судом апелляционной инстанции доказательств.

На основании вышеизложенного Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа считает, что Арбитражным судом Республики Марий Эл нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 3 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, не установлено.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 95, 174, 175 (пунктом 1) и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 11.12.01 Арбитражного суда Республики Марий Эл по делу N А38-5/209-01 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения “Марийский национальный театр им.
М.Шкетана“ - без удовлетворения.

Расходы по кассационной жалобе отнести на государственное учреждение “Марийский национальный театр им. М.Шкетана“.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

БЕРДНИКОВ О.Е.

Судьи

БАЗИЛЕВА Т.В.

ЧИГРАКОВ А.И.