Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.01.2002 N 1315/5 Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 14 января 2002 года Дело N 1315/5“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Шутиковой Т.В., судей Базилевой Т.В., Чигракова А.И., без участия представителей сторон, рассмотрев в заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Иваново-3 на решение от 09.10.2001 по делу N 1315/5 Арбитражного суда Ивановской области, судья Борисова В.Н.,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Иваново-3 (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию “Северная
железная дорога“ о взыскании 1639 рублей 20 копеек налоговых санкций за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу с продаж за январь 2001 года.

Решением суда от 09.10.2001 в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить по мотивам неправильного применения положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 N 2-П.

Отзыв на кассационную жалобу ответчик не представил.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, поэтому дело рассмотрено без их участия.

Правильность применения Арбитражным судом Ивановской области норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 171 и 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Иваново-3 проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу с продаж за январь 2001 года федерального государственного унитарного предприятия “Северная железная дорога“, результаты которой оформлены актом от 19.04.2001 N 40.

В ходе проверки установлено, что налогоплательщик в нарушение пункта 2 статьи 4 Закона Ивановской области от 16.09.1998 N 60-03 “О налоге с продаж“ несвоевременно представил в Инспекцию налоговую декларацию по данному налогу за январь 2001 года. Установленный срок представления налоговой декларации - 15.02.2001, фактически декларация представлена 16.02.2001. По результатам проверки 15.05.2001 заместитель руководителя Инспекции принял решение N 304 о привлечении предприятия к налоговой ответственности за совершение данного правонарушения в виде взыскания штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере
1639 рублей 20 копеек.

Поскольку штраф в добровольном порядке налогоплательщиком не уплачен, Инспекция обратилась в суд за его взысканием.

Принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции руководствовался положениями постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 N 2-П.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере пяти процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате), на основе этой декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления.

Статьей 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 150-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ пункт 1 статьи 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ дополнен подпунктом “д“, которым в перечень региональных налогов введен налог с продаж, а сама статья 20 дополнена пунктом 3, в котором определены плательщики налога с продаж и некоторые его существенные элементы, включая объект налогообложения и налоговую базу, а также права субъектов Российской Федерации по установлению и введению в действие налога с продаж на своих территориях.

На территории Ивановской области налог с продаж введен Законом Ивановской области от 16.09.1998 N 60-03 “О налоге с продаж“. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 данного Закона отчетность по уплате налога представляется в налоговые органы по месту регистрации плательщика ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

Постановлением Конституционного
Суда Российской Федерации от 30.01.2001 N 2-П “По делу о проверке конституционности положений подпункта “д“ пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ в редакции Федерального закона от 31.07.1998 “О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, а также положений Закона Чувашской Республики “О налоге с продаж“, Закона Кировской области “О налоге с продаж“ и Закона Челябинской области “О налоге с продаж“ в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью “Русская тройка“ и ряда граждан“ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 положения частей первой, второй, третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ (в редакции от 31.07.1998), а также основанные на них и воспроизводящие их положения законов вышеуказанных субъектов Российской Федерации как не обеспечивающие необходимую полноту и определенность регулирования налога с продаж, что порождает возможность его произвольного истолкования законодателями субъектов Российской Федерации и правоприменительной практикой. При этом Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2 резолютивной части установил, что указанные положения должны быть приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и, во всяком случае, утрачивают силу не позднее 1 января 2002 года.

В соответствии с пунктом 5 резолютивной части постановления, дела заявителей в части, касающейся привлечения их к ответственности за налоговые правонарушения, подлежат пересмотру соответствующими правоприменительными органами с учетом смысла примененных норм, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации в данном
постановлении. При этом в силу требований пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налоге с продаж должны толковаться в пользу налогоплательщика.

На основании изложенного и с учетом всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела Арбитражный суд Ивановской области правомерно освободил ответчика от ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу с продаж за январь 2001 года, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Нормы материального и процессуального права применены судом верно.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался в связи с освобождением заявителя от ее уплаты по пункту 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1) и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.10.2001 по делу N 1315/5 Арбитражного суда Ивановской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Иваново-3 - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

ШУТИКОВА Т.В.

Судьи

БАЗИЛЕВА Т.В.

ЧИГРАКОВ А.И.