Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.07.2001 N А29-841/01А Органы государственных внебюджетных фондов введены в состав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, следовательно, пени, начисленные по состоянию на 01.01.1999 на задолженность по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, взыскиваются в размере, не превышающем сумму недоимки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 23 июля 2001 года Дело N А29-841/01А“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Чигракова А.И., судей Базилевой Т.В., Евтеевой М.Ю., без участия представителей сторон, рассмотрев в заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Эжвинскому району города Сыктывкара на решение от 27.03.2000 по делу N А29-841/01А Арбитражного суда Республики Коми, судьи Макарова Л.Ф., Галаева Т.И., Борлакова Р.А.,

УСТАНОВИЛ:

С учетом уточненных в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований открытое акционерное общество “Комистройтранс“ (далее по тексту ОАО “Комистройтранс“) обратилось в Арбитражный
суд Республики Коми с иском к Управлению Пенсионного фонда по Эжвинскому району города Сыктывкара о признании недействительным письма от 20.11.2000 в части отказа уменьшить суммы начисленных по состоянию на 17.08.1999 пеней до размера недоимки по взносам в Пенсионный фонд в сумме 2416926 рублей.

Решением от 27.03.2001 иск удовлетворен.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым решением, Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Эжвинскому району города Сыктывкара обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми.

Видимо, имеется в виду статья 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ, а не Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“.

Заявитель считает, что судом нарушены нормы материального права, а именно: статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 1, статья 8 Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“.

По мнению заявителя, нормы Налогового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, регулирующим уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации только с 18.08.1999, поэтому статья 8 вышеназванного Федерального закона не могла применяться к спорным правоотношениям.

ОАО “Комистройтранс“ отзыв на кассационную жалобу не представило.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, поэтому дело рассмотрено без их участия.

Правильность
применения Арбитражным судом Республики Коми норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Эжвинскому району города Сыктывкара Республики Коми в период 1994 - 2000 годов ОАО “Комистройтранс“ начислены пени в сумме 6373895 рублей 82 копеек за несвоевременное перечисление взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. По состоянию на 17 августа 1999 года на сумму задолженности по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, равной 2297604 рублям, ответчиком начислены пени ОАО “Комистройтранс“ в сумме 4641480 рублей.

По расчетам ОАО “Комистройтранс“ сумма задолженности по пеням в Пенсионный фонд Российской Федерации за 1998 - 2000 годы равна 2348347 рублям 40 копейкам, по состоянию на 17.08.2000 - 1735940 рублям 20 копейкам.

Федеральный закон от 09.07.1999 “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации“ имеет номер 154-ФЗ, а не 1550-ФЗ.

ОАО “Комистройтранс“ обратилось в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Эжвинскому району города Сыктывкара с заявлением от 10.11.2000 N 700 о проведении перерасчета начисленных пеней в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1998 N 576 “О начислении пеней и порядке перерасчета задолженности юридических лиц по уплате пеней“ и статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 1550-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации“).

Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Эжвинскому району города Сыктывкара письмом от 20.11.2000 N 04-6628 в удовлетворении заявления ОАО “Комистройтранс“ было отказано со
ссылкой на статью 3 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, которой предусмотрено, что статья 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации вводится в действие со дня введения в действие части второй Кодекса.

Данный отказ ОАО “Комистройтранс“ обжаловало в судебном порядке.

Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, исходил из того, что в силу статьи 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ специальные законодательные акты по внебюджетным фондам продолжают действовать в отношении установления объектов налогообложения, порядка исчисления сборов и сроков уплаты. В остальной части их положения применяются только в тех случаях, если они не противоречат части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 8 Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд по состоянию на 01.01.1999, а также за период с 01.01.1999 до 18.08.1999, взыскиваются в размере, не превышающем сумму недоимки.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не находит оснований для отмены принятого решения.

Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации с 18.08.1999 действует в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ. Согласно статье 9 Кодекса органы государственных внебюджетных фондов введены в состав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, их полномочия приведены в статье 34.1 Кодекса.

Из указанного следует, что в силу статьи 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ специальные законодательные акты по внебюджетным фондам продолжают действовать в отношении установления объектов налогообложения, порядка исчисления сборов и
сроков их уплаты. В остальной части их положения применяются только в тех случаях, если они не противоречат части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не уплаченные налогоплательщиками (плательщиками сборов) к моменту введения в действие части первой Кодекса, взыскиваются с налогоплательщиков (плательщиков сборов) в размерах, начисленных на 01.01.1999, но не более неуплаченной суммы налога (сбора). Указанное ограничение действует в период с 01.01.1999 до вступления в силу настоящего Федерального закона.

Материалами дела подтверждается, что начисленная ОАО “Комистройтранс“ на 17.08.1999 сумма пеней превышала сумму недоимки по страховым взносам.

Учитывая изложенное, Арбитражный суд Республики Коми правомерно посчитал, что сумма пеней, взыскиваемая с налогоплательщика, не должна превышать сумму недоимки по страховым взносам.

Видимо, имеется в виду абзац третий пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ, а не абзац третий статьи 75.

Доводы заявителя о том, что Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ исключен абзац третий статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Вопрос о взыскании расходов по кассационной жалобе не рассматривался в связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1),
177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.03.2001 по делу N А29-841/01А оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Эжвинскому району города Сыктывкара - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

ЧИГРАКОВ А.И.

Судьи

БАЗИЛЕВА Т.В.

ЕВТЕЕВА М.Ю.