Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.07.2001 по делу N А11-710/2001-К2-500 Налоговый орган не представил суду доказательств того, что фактическое количество посадочных мест в кафе превышает расчетное количество, следовательно, единый налог на вмененный доход доначислен необоснованно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 10 июля 2001 года Дело N А11-710/2001-К2-500“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Чигракова А.И., судей Евтеевой М.Ю., Масловой О.П., при участии представителя ответчика: Гущиной А.М. (доверенность N 33 от 05.07.2001 года), рассмотрев в заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Собинке на решение от 06.04.2001 по делу N А11-710/2001-К2-500 Арбитражного суда Владимирской области, судьи Устинова О.В., Кузьмина Т.К., Андрианова Н.В.,

УСТАНОВИЛ:

С учетом уточненных в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований общество с ограниченной
ответственностью “Век“ (далее по тексту ООО “Век“) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Собинке о признании недействительными решений налогового органа от 29.11.2000 N 483, от 26.01.2001 N 30 о взыскании недоимки и пеней по единому налогу на вмененный доход в сумме 6106 рублей 46 копеек.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Собинке обратилась в арбитражный суд с встречным иском к ООО “Век“ о взыскании налоговых санкций по единому налогу на вмененный доход в сумме 811 рублей.

Решением от 06.04.2001 иск предприятия удовлетворен полностью. В удовлетворении встречного иска отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Собинке обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Владимирской области.

По мнению заявителя, судом нарушены нормы материального права, а именно: пункт 7 статьи 31 <*> Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 10, 14, 24 Закона Владимирской области “О введении на территории Владимирской области единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности“.

Заявитель считает, что площадь одного посадочного места в сфере общественного питания должна определяться на основании требований строительных норм и правил. Количество посадочных мест было определено исходя из документов, перечисленных в пункте 11 статьи 14 Закона Владимирской области “О введении на территории Владимирской области единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности“.

ООО “Век“ отзыв на кассационную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось, хотя надлежащим образом извещено
о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.

Правильность применения Арбитражным судом Владимирской области норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Собинке проведена выездная налоговая проверка ООО “Век“ по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период: 2 полугодие 1998 года - 1 полугодие 2000 года. В ходе проверки установлено, что при исчислении и уплате единого налога на вмененный доход при осуществлении услуг общественного питания (кафе) ООО “Век“ производило расчет единого налога на одно посадочное место на основании справки, выданной Центром Госсанэпиднадзора от 12.08.1999 исходя из 38 посадочных мест.

Согласно техническому паспорту здания и справке БТИ от 05.08.1999 площадь зала для обслуживания посетителей составляет 112,2 квадратных метра. Площадь посадочного места определяется на основании требований строительных норм и правил. Согласно ГОСТу Р50762-95 “Общественное питание: “Классификация предприятий“, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 05.04.1995 N 198, площадь на одно посадочное место составляет 1,6 квадратных метра по типу предприятий (кафе, закусочная и т.д.). Исходя из данной площади количество посадочных мест должно составить 70.

Таким образом, предприятием не уплачен в 1999 году единый налог на вмененный доход в сумме 4056 рублей.

Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от 13.11.2000 N 955, на основании которого руководителем Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Собинке принято решение от 29.11.2000 N 483 о привлечении ООО “Век“ к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы
налога - 811 рублей по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и ему предложено уплатить в срок, указанный в требовании, налоговую санкцию, 4056 рублей единого налога на вмененный доход, 2050 рублей 46 копеек пеней по этому налогу.

Решением руководителя Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Собинке от 26.01.2001 N 30 с ООО “Век“ взыскан единый налог на вмененный доход в сумме 4056 рублей, пени по этому налогу - 2050 рублей 46 копеек в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с решениями налогового органа, предприятие обратилось с иском в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя иск налогоплательщика, исходил из того, что отсутствовала вина лица в совершении налогового правонарушения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ (с изменениями от 31.03.1999 N 63-ФЗ) “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (статья 3 названного Закона).

На территории Владимирской области единый налог введен Законом Владимирской области от 30.11.1998 “О введении на территории Владимирской области единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности“.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 названного Закона плательщиками налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в сфере общественного питания.

Следовательно, ООО “Век“ являлось плательщиком
данного налога.

Согласно статье 2 вышеуказанного Закона физические показатели - один работающий, один квадратный метр, одно посадочное место, одна точка общественного питания, один квадратный метр общей площади, используемой в хозяйственной деятельности, одна торговая точка, один раздаточный пистолет, одна тонна грузоподъемности. Место (посадочное место) в сфере общественного питания - часть площади зала, оборудованная в соответствии с нормативами по обслуживанию одного потребителя. Площадь посадочного места определяется на основании требований строительных норм и правил.

Пунктом 11 статьи 14 данного Закона определено, что с целью подтверждения объема других физических показателей, определенных настоящим Законом, организации и предприниматели представляют правовые акты органов местного самоуправления, связанные с условиями осуществления налогоплательщиками своей деятельности, договоры аренды, документы, подтверждающие общую площадь, используемую в хозяйственной деятельности, технические паспорта транспортных средств и прицепов к ним с указанием грузоподъемности и количества посадочных мест, и документы, подтверждающие количество раздаточных колонок (пистолетов) на АЗС, точек по сбору металлолома или посадочных мест в точках общественного питания. Документы, подтверждающие объем физических показателей, выдаются соответствующими уполномоченными органами.

Решением Собинского городского Совета народных депутатов от 23.12.1998 поручено Центру Санэпидемнадзора производить выдачу справок о количестве посадочных мест. Согласно такой справке от 12.08.1999, выданной ООО “Век“, в зале кафе можно разместить только 38 мест.

В силу статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.

Налоговым органом не были представлены суду доказательства того, что фактическое количество посадочных мест в кафе превысило 38.

Учитывая изложенное, Арбитражный суд Владимирской области правомерно посчитал,
что налоговым органом необоснованно доначислен налогоплательщику единый налог на вмененный доход.

Ссылка инспекции на площадь, указанную в справке БТИ, не может быть принята кассационной инстанцией во внимание по следующим причинам.

Налоговой инспекцией не проверялось количество оборудованных посадочных мест в кафе. Сведения БТИ свидетельствуют лишь о характере назначения занимаемых площадей, поэтому они не имеют преюдициального значения для определения количества посадочных мест.

Вопрос о взыскании расходов по кассационной жалобе не рассматривался в связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.04.2001 по делу N А11-710/2001-К2-500 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Собинке - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

ЧИГРАКОВ А.И.

Судьи

ЕВТЕЕВА М.Ю.

МАСЛОВА О.П.

-------------------------------

<*> Примечание КонсультантАрбитраж:Волго-ВятскийОкруг:

Имеется в виду подпункт 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации.