Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2001 N А38-14/175-00 Изменение круга плательщиков единого налога на вмененный доход внутри сферы предпринимательской деятельности находится вне пределов полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО - ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке

законности и обоснованности решений

(определений, постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 26 февраля 2001 года Дело N А38-14/175-00“

Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в составе: председательствующего Чигракова А.И., судей: Евтеевой М.Ю., Масловой О.П., при участии представителя ответчика Лабжания Л.Д. (доверенность от 03.01.2001 N 06/01), рассмотрев в заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Йошкар - Оле на решение от 17.11.2000 по делу N А38-14/175-00 Арбитражного суда Республики Марий Эл, судьи: Попова Г.Г., Ширкова Г.Ю., Суслопарова М.И.,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Бакалея“ обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл
с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Йошкар - Оле о переводе на уплату единого налога на вмененный доход с 01.01.2000.

Решением от 17.11.2000 иск удовлетворен.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Йошкар - Оле обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Марий Эл.

Заявитель считает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно: статья 119 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 5 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, статья 1, пункт 1 статьи 3 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“, подпункт “е“ пункта 1 статьи 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, Закон Республики Марий Эл “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“, постановление Конституционного Суда Республики Марий Эл от 12.07.2000 “По делу о проверке конституционности абзаца 8 пункта 1 и подпункта 7 пункта 2 статьи 1 Закона Республики Марий Эл “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“.

По мнению заявителя, определение Законом Республики Марий Эл “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ конкретной разновидности организаций, предприятий, которые должны осуществлять деятельность в сфере розничной торговли, не противоречит Федеральному закону “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“. Ограничение сферы розничной торговли только
торговлей, осуществляемой субъектами малого предпринимательства, не изменяет понятие плательщика единого налога, так как служит для определения одного из условий, при наличии которых у плательщика возникает обязанность уплачивать единый налог на вмененный доход.

ЗАО “Бакалея“ отзыв на кассационную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось, хотя надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, поэтому дело рассмотрено без ее участия.

Правильность применения Арбитражным судом Республики Марий Эл норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго - Вятского округа в порядке, установленном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 08.09.2000 ЗАО “Бакалея“ обратилось в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Йошкар - Оле с заявлением о переводе предприятия на уплату единого налога на вмененный доход с 01.10.2000, со сведениями о торговых площадях, с которых должен уплачиваться единый налог, подлежащий уплате в IV квартале 2000 года.

08.08.2000 налоговая инспекция отказала налогоплательщику в переводе его на уплату налога с 01.10.2000, сославшись на постановление Конституционного Суда Республики Марий Эл от 12.06.2000, Закон Республики Марий Эл от 07.09.2000 “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“, указав, что предприятие будет переведено на уплату единого налога с 01.01.2001.

Не согласившись с отказом налогового органа, ЗАО “Бакалея“ обратилось с иском в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, исходил из того, что изменение круга плательщиков единого налога на вмененный доход внутри сферы предпринимательской деятельности находится вне пределов полномочий органов государственной власти Республики Марий Эл, определенных в статье
1 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“, и вступает в противоречие с положением пункта 1 статьи 4 Конституции Республики Марий Эл.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа не находит оснований для отмены принятого решения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ единый налог вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

В Республике Марий Эл единый налог на вмененный доход введен Законом Республики Марий Эл от 13.11.98 N 97-З с 01.04.99.

Согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной (исполнительной) власти субъектов Российской Федерации определяются сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного статьей 3 настоящего Федерального закона.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что плательщиками единого налога являются юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность в том числе в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

В такой же редакции был принят подпункт 7 пункта 1 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 13.11.98 N 97-З.

Законом Республики Марий Эл “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл “О едином налоге на вмененный
доход для определенных видов деятельности“ от 10.03.99 N 120-З в подпункт 7 пункта 1 статьи 3 внесены изменения, и указанный подпункт изложен в следующей редакции: “розничная торговля, осуществляемая субъектами малого предпринимательства через магазины, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны, в том числе не имеющие стационарной торговой площади“.

Так как ЗАО “Бакалея“ не являлось субъектом малого предпринимательства, то оно было исключено из состава плательщиков единого налога на вмененный доход.

Постановлением Конституционного Суда Республики Марий Эл от 12.06.2000 “По делу о проверке конституционности абзаца 8 пункта 1 и подпункта 7 пункта 2 статьи 1 Закона Республики Марий Эл “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ от 10.03.99 N 120 подпункт 7 пункта 1 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 13.11.98 N 97-З (в редакции от 10.03.99 N 120-З) признан не соответствующим статьям 1, 3 Федерального закона от 31.07.98 “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“.

Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Статьей 57 Конституции Республики Марий Эл также предусмотрено, что к законно установленным налогам относятся только те налоги, которые устанавливаются законом республики в соответствии с общими принципами налогообложения, определенными федеральным законом.

Изменение круга плательщиков единого налога на вмененный доход внутри сферы предпринимательской деятельности находится вне пределов полномочий органов государственной власти Республики Марий Эл, определенных статьей 1 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“, и вступает в противоречие с положениями
пункта 1 статьи 4 Конституции Республики Марий Эл.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом.

Учитывая изложенное, Арбитражный суд Республики Марий Эл правомерно посчитал, что ЗАО “Бакалея“ необоснованно исключено из круга плательщиков единого налога на вмененный доход, поэтому оно было вправе перейти на уплату единого налога с 01.10.2000.

Доводы заявителя о том, что постановление Конституционного Суда Республики Марий Эл от 12.07.2000 в части определения категорий плательщиков единого налога на вмененный доход не соответствует нормам материального права, не могут быть приняты кассационной инстанцией во внимание, поскольку полномочиями определять законность или незаконность соответствующих актов наделены Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные суды субъектов Российской Федерации, а не налоговые органы.

Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался, так как заявитель в силу пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ от уплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 17.11.2000 по делу N А38-14/175-00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Йошкар - Оле - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

ЧИГРАКОВ А.И.

Судьи

ЕВТЕЕВА М.Ю.

МАСЛОВА О.П.