Решения и постановления судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.10.2000 N А43-3445/00-31-140 Иск о признании недействительными представления и решения казначейства удовлетворен правомерно, т.к. в действиях истца отсутствует факт нецелевого использования бюджетных средств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 23 октября 2000 года Дело N А43-3445/00-31-140“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Евтеевой М.Ю., судей Масловой О.П., Чигракова А.И., при участии представителя истца: Журавлевой Н.В. (доверенность от 16.10.2000 N 10-1440), Бокарева А.В. (доверенность от 16.10.2000 N 10-1411), Шиловой Л.А. (доверенность от 16.10.2000 N 10-1411), ответчика: Логиновой Е.В. (доверенность от 17.10.2000), Родионова П.А. (доверенность от 12.07.2000 N 12), рассмотрев кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Нижегородской области на решение от 04.08.2000 по делу N А43-3445/00-31-140 Арбитражного суда Нижегородской области, судьи Назарова Е.А., Бубнова О.В., Гущев В.В.,

УСТАНОВИЛ:


С учетом уточненных в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кулебакскому району обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Управлению федерального казначейства по Нижегородской области о признании недействительными представления от 22.08.1997 N 8 и решения от 28.04.2000 N 01-10/884а.

Решением от 04.08.2000 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Управление федерального казначейства по Нижегородской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что судом неправильно применен пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.12.1992 N 1556 “О федеральном казначействе“. На его взгляд, факт нецелевого использования средств федерального бюджета в общей сумме 20848 рублей 19 копеек подтвержден материалами дела.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кулебакскому району не согласилась с доводами, изложенными в кассационной жалобе, считает принятое Арбитражным судом Нижегородской области решение законным и обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв с 20.10.2000 до 23.10.2000.

Правильность принятого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Как видно из представленных в дело документов, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340 и телеграммы Государственной налоговой службы Российской Федерации от 28.07.1992, согласованной с Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой инспекцией по Нижегородской области 06.08.1992 утверждено Положение о порядке образования, учета и использования средств централизованного фонда социального развития Государственной налоговой инспекции по Нижегородской области. Положением предусмотрено, что средства фонда социального развития зачисляются на отдельные счета по внебюджетным средствам на балансовый счет N 141; распорядителями этих средств являются государственные налоговые инспекции по районам и городам Нижегородской области.

С принятием Федерального закона от 31.03.1995 “О федеральном бюджете на 1995 год“ средства фонда социального развития налоговой службы консолидированы в составе федерального бюджета. Министерство финансов Российской Федерации телеграммой от 24.07.1995 довело до сведения налоговых органов о том, что остатки денежных средств на счете N 141 по состоянию на 01.08.1995 должны быть переданы на вновь открываемые в расчетно-кассовых центрах главных управлений Центрального банка России отдельные лицевые счета по балансовому счету N 120 “Средства федерального бюджета“. С момента открытия указанных лицевых счетов и закрытия соответствующих счетов на балансовом счете N 141 поступающие в доход фонда социального развития денежные средства по платежным поручениям, оформленным с указанием старых реквизитов, зачисляются соответственно на отдельные лицевые счета на балансовом счете отделений федерального казначейства N 100 “Доходы федерального бюджета“ по коду 31300.

Отделением федерального казначейства по Кулебакскому району проведена проверка целевого использования Государственной налоговой инспекцией по Кулебакскому району средств федерального бюджета за 1995 - 1996 годы, результаты которой оформлены актом от 14.04.1997. В ходе проверки, в частности, установлено, что налоговым органом 16.08.1995 со счета федерального бюджета N 000100973 переведена сумма в размере 7322 рублей на текущий счет N 000120212 по учету средств централизованного фонда социального развития, что свидетельствует об изъятии средств федерального бюджета и направлении их на собственные нужды. Кроме этого, на счет по учету средств централизованного фонда социального развития N 000120212 в 1996 году зачислены 2280 рублей (денежные средства, удержанные из заработной платы сотрудников налоговой инспекции в счет погашения ссуды, выданной ранее за счет средств централизованного фонда социального развития). Эти средства следовало зачислить на балансовый счет отделения федерального казначейства N 100 по коду 31300.

Указанное расценено проверяющими в качестве нецелевого использования средств федерального бюджета.

На основании пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.12.1992 N 1556 “О федеральном казначействе“ в адрес Государственной налоговой инспекции по Кулебакскому району 22.08.1997 вынесено представление N 8 о необходимости уплаты в федеральный бюджет суммы нецелевого использования денежных средств в размере 9648 рублей.


Кроме этого, в результате проведения проверки по вопросу целевого использования средств федерального бюджета за период с 01.01.1997 по 01.01.1998 отделение федерального казначейства по Кулебакскому району установило, что при отсутствии денежных средств по коду экономической классификации 110200 “Начисления на оплату труда“ Государственная налоговая инспекция по Кулебакскому району, получив разрешение со стороны Государственной налоговой инспекции по Нижегородской области, произвела отчисление денежных средств в сумме 11200 рублей в государственные внебюджетные фонды за счет денежных средств по коду экономической классификации 110100 “Оплата труда“. Не отрицая право вышестоящего налогового органа на утверждение смет доходов и расходов подведомственных ему подразделений, отделение федерального казначейства, тем не менее, пришло к выводу о том, что Государственная налоговая инспекция по Нижегородской области не могла производить перераспределение денежных средств между различными кодами экономической классификации, ибо такое право принадлежит исключительно Министерству финансов Российской Федерации. На основании этого 11200 рублей признаны нецелевым расходованием средств федерального бюджета (акт проверки от 30.11.1999).

Управление федерального казначейства по Нижегородской области, руководствуясь пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.12.1992 N 1556 “О федеральном казначействе“, 28.04.2000 вынесло решение N 01-10/884а о привлечении Государственной налоговой инспекции по Кулебакскому району к ответственности в виде уплаты штрафа в сумме 9193 рублей 81 копейки за нецелевое использование денежных средств.

Представление Управления федерального казначейства по Нижегородской области от 22.08.1997 N 8 и решение от 28.04.2000 N 01-10/884а обжалованы заявителем в арбитражный суд.

Суд первой инстанции не усмотрел в действиях налогового органа фактов нецелевого использования средств федерального бюджета, в связи с чем удовлетворил иск в полном объеме.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает, что принятое Арбитражным судом Нижегородской области решение отмене не подлежит.


В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 08.12.1992 N 1556 “О федеральном казначействе“ на органы казначейства возложены обязанности по регулированию финансовых отношений между Республиканским бюджетом Российской Федерации и государственными (федеральными) внебюджетными фондами и контролю за исполнением этих фондов. Из указанного следует, что органы казначейства вправе контролировать направления расходования средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов, в том числе и средств централизованного фонда социального развития налоговых органов, которые до 1995 года не были консолидированы в составе федерального бюджета.

Пунктом 3 названного Указа органам казначейства предоставлено право на взыскание с предприятий, учреждений и организаций средств, выделенных из республиканского бюджета Российской Федерации или внебюджетных (федеральных) средств, используемых не по целевому назначению, с наложением штрафа. Нецелевое использование бюджетных средств - направление их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств.

Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении закрепленного за ним имущества учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения, но в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника.

Как видно из акта проверки от 14.04.1997, денежные средства в сумме 7322 рублей из централизованного фонда социального развития налоговой службы были зачислены на счет федерального бюджета N 000100973 в связи с необходимостью произведения расчетов с частным предприятием “Темп“ за работы по строительству (ремонту) здания Государственной налоговой инспекции по Кулебакскому району. В связи с неисполнением подрядчиком условий заключенного договора эти средства 16.08.1995 были возвращены налоговой инспекцией за счет N 001120212 по учету средств централизованного фонда социального развития. Перечисление 7322 рублей и 2280 рублей (удержание по ссудам) на не предусмотренные для этих целей балансовые счета свидетельствует о нарушении налоговой инспекцией установленного Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации порядка зачисления и учета денежных средств, поступающих в централизованный фонд социального развития, и является основанием для привлечения к ответственности ее должностных лиц в установленном законом порядке. Однако это не может быть расценено как нецелевое использование денежных средств, ибо пунктом 9 Положения о порядке образования, учета и использования средств централизованного фонда социального развития, утвержденного 06.08.1992 Государственной налоговой инспекцией по Нижегородской области, предусмотрено, что средства фонда могут расходоваться на укрепление материально-технической базы налоговых органов, нецентрализованные капитальные вложения в административное строительство зданий и капитальный ремонт. Указанное вытекает и из подпункта “д“ пункта 6 Положения о централизованном фонде социального развития Государственной налоговой службы Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.1995 N 144.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал представление Управления федерального казначейства по Нижегородской области от 22.08.1997 N 8 недействительным.


Видимо, имеется в виду статья расходов 110200 “Начисления на оплату труда“, а не 120200.

Ошибочными следует признать выводы органа казначейства и о том, что произведение Государственной налоговой инспекцией по Кулебакскому району отчислений в государственные внебюджетные фонды со статьи расходов 110100 “Оплата труда“ при наличии соответствующего разрешения вышестоящего налогового органа, выданного им по причине отсутствия денежных средств на статье расходов 120200 “Начисления на оплату труда“, является нецелевым использованием средств федерального бюджета (акт проверки от 30.11.1999).

Согласно статье 17 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления“ исполнительные органы власти при составлении проектов бюджетов, уточнении бюджетов в ходе их исполнения вправе определять направления использования средств бюджетов на содержание органов государственной власти и управления. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.01.1994 N 66 “О структуре федеральных органов исполнительной власти“ Государственная налоговая служба Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, которой предоставлено право распределять средства федерального бюджета по подведомственным получателям, утверждать сметы доходов и расходов подведомственных ей бюджетных учреждений и осуществлять контроль за использованием ими бюджетных средств.

Получив от Государственной налоговой службы Российской Федерации лимит средств федерального бюджета с разбивкой по кодам экономической классификации, Государственная налоговая инспекция по Нижегородской области осуществляла финансирование подведомственных ей учреждений, утверждая сметы их доходов и расходов. При таких обстоятельствах она вправе производить перераспределение денежных средств с одного кода бюджетной классификации на другой в пределах утвержденной ею сметы. Кроме этого, в силу статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган казначейства не доказал, что перераспределение средств с кода экономической классификации 110100 “Оплата труда“ на код 110200 “Начисления на оплату труда“ было произведено с нарушением общей суммы лимита, установленной для Государственной налоговой инспекции по Нижегородской области по соответствующим кодам экономической классификации.

Следовательно, решение Управления федерального казначейства по Нижегородской области от 28.04.2000 N 01-10/884а о взыскании с Государственной налоговой инспекции по Кулебакскому району штрафа за нецелевое использование средств федерального бюджета обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.


Следует отметить, что исходя из части 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации и постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П, судебное производство, предварительное производство и производство в случаях, когда принятие решения по существу принадлежит органам исполнительной власти, наделенным соответствующими полномочиями, должны соответствовать конституционному, гражданскому, административному и уголовному производствам. Поскольку бюджетные правоотношения относятся к административным, должно применяться процессуальное законодательство, относящееся к рассмотрению дел, вытекающих из административных отношений.

Статья 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях предусматривает, что административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. Указанный срок, являющийся пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, казначейством пропущен, что также является основанием для признания ненормативных актов Управления федерального казначейства по Нижегородской области недействительными.

С учетом изложенного кассационная жалоба казначейства удовлетворению не подлежит.

Вопрос о распределении расходов по делу не рассматривается в связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа


ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.08.2000 по делу N А43-3445/00-31-140 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Нижегородской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

ЕВТЕЕВА М.Ю.


Судьи

МАСЛОВА О.П.

ЧИГРАКОВ А.И.