Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.10.2000 по делу N А29-1675/00А В случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 19 октября 2000 года Дело N А29-1675/00А“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Чигракова А.И., судей Базилевой Т.В., Масловой О.П., без участия представителей сторон, рассмотрев в заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сыктывкару на решение от 28.06.2000 по делу N А29-1675/00А Арбитражного суда Республики Коми, судьи Протащук В.Г., Леушина И.Б., Полицинский В.Н.,

УСТАНОВИЛ:

С учетом уточненных в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований закрытое акционерное общество “Искат“ обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с
иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сыктывкару о признании недействительным решения от 28.02.2000 N 10-13 в части взыскания недоимки, пени и штрафа по единому налогу на вмененный доход в сумме 247081 рубля 30 копеек; недоимки, пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 1594 рублей; недоимки и пени по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 844 рублей 90 копеек.

В порядке статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Коми.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сыктывкару предъявила встречный иск о взыскании с предприятия налоговых санкций по единому налогу на вмененный доход в сумме 56980 рублей 80 копеек.

Решением суда от 28.06.2000 признано недействительным решение налогового органа от 28.02.2000 N 10-13 в части взыскания 247081 рубля недоимки, штрафа и пени по единому налогу, недоимки и пени по налогу на пользователей автомобильных дорог; 844 рублей 90 копеек недоимки и пени по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

В удовлетворении встречного иска отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сыктывкару обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми.

Заявитель считает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно: статьи 1 и 11 Закона Российской Федерации “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“,
абзац 2 части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“, Закон Республики Коми “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“.

По мнению заявителя, ЗАО “Искат“ было обязано в соответствии с Законом Республики Коми “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ с 01.01.1999 перейти на уплату единого налога на вмененный доход, так как согласно части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ не применяется абзац второй части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“.

ЗАО “Искат“ отзыв на кассационную жалобу не представило.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, поэтому дело рассмотрено без их участия.

Правильность применения Арбитражным судом Республики Коми норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сыктывкару проведена выездная налоговая проверка соблюдения налогового законодательства ЗАО “Искат“ за период с 01.01.1999 по 01.07.1999.

В ходе проверки установлено, что ЗАО “Искат“ являлось предприятием, оказывающим услуги по перевозке пассажиров на коммерческой основе (автотранспортные услуги) с численностью работающих до 100 человек. В нарушение пункта 2 статьи 3 Закона Республики Коми от 30.09.1998 N 34-З “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“, пункта 5 раздела 3 Положения “О порядке исчисления и уплаты в бюджет единого налога
на вмененный доход для определенных видов деятельности“, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 04.12.1998 N 1-13/99, предприятие не перешло на уплату единого налога на вмененный доход с 01.01.1999. Таким образом по расчетам налоговой инспекции предприятием не начислен и не уплачен единый налог на вмененный доход за период с 01.01.1999 по 01.07.1999 в сумме 142552 рублей.

Данное нарушение отражено в акте проверки от 05.01.2000, на основании которого заместителем руководителя Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сыктывкару принято решение от 28.02.2000 N 10-13 о привлечении ЗАО “Искат“ к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 40 процентов от суммы неуплаченного единого налога - 56980 рублей 80 копеек в соответствии с пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. ЗАО “Искат“ предложено перечислить в бюджет недоимку по единому налогу на вмененный доход в сумме 142452 рублей, пени по этому налогу в сумме 47648 рублей 50 копеек.

Не согласившись с принятым решением, предприятие обратилось с иском в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, исходил из того, что в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 14.06.1995 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Представленный ЗАО “Искат“ расчет свидетельствовал об ухудшении положения налогоплательщика в связи с введением единого налога на вмененный доход.

Рассмотрев
кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не находит оснований для отмены принятого решения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ (с изменениями от 31.03.1999 N 63-ФЗ) “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (статья 3 названного Закона).

На территории Республики Коми единый налог введен Законом Республики Коми от 30.09.1998 N 34-РЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“, постановлением Государственного Совета Республики Коми от 04.12.1998 N 1-13/99 “Об утверждении Положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности“.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Коми от 30.09.1998 N 34-РЗ плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на территории Республики Коми в сфере оказания автотранспортных услуг.

Абзацем 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ предусмотрено, что в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Статьей 11 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный
доход для определенных видов деятельности“ определено, что со дня введения единого налога на вмененный доход не применяется абзац 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N 111-О установлено, что Положение Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ о недопустимости применения в дальнейшем абзаца второго части 1 статьи 9 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования, включая соответствующий нормативный акт законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации о введении на его территории единого налога.

ЗАО “Искат“ зарегистрировано администрацией г. Сыктывкара в 1996 году. Предприятие являлось субъектом малого предпринимательства и оказывало услуги по перевозке пассажиров в 1997 - 1999 году.

Представленные им расчеты свидетельствуют о том, что с введением единого налога на вмененный доход ухудшилось его положение как налогоплательщика.

Данный факт не отрицает и налоговый орган.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правомерно посчитал, что предприятие в течение четырех лет с момента государственной регистрации имеет право выбирать: уплачивать налоги по обычной системе либо перейти на уплату единого налога на вмененный доход.

Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался, так как заявитель в силу пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ от уплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.06.2000 по делу N
А29-1675/00А оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сыктывкару - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

ЧИГРАКОВ А.И.

Судьи

БАЗИЛЕВА Т.В.

МАСЛОВА О.П.