Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.09.2000 N А29-1261/00А Рамками налоговой проверки может быть охвачен как целый финансовый год, так и отдельное полугодие.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 21 сентября 2000 года Дело N А29-1261/00А“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Базилевой Т.В., судей Евтеевой М.Ю., Чигракова А.И., при участии представителя истца: Граб О.П. - доверенность от 11.07.2000, рассмотрев в заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Комистройтранс“ на решение от 10.05.2000 и постановление апелляционной инстанции от 10.07.2000 по делу N А29-1261/00А Арбитражного суда Республики Коми, судьи Галаева Т.И., Борлакова Р.А., Макарова Л.Ф., Баублис С.Л., Леушина И.Б., Протащук В.Г.,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Комистройтранс“ обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о
признании решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Эжвинскому району г. Сыктывкара от 10.02.2000 N 197 недействительным в части: неполной уплаты налога на добавленную стоимость за 1998 год в сумме 77680 рублей 00 копеек и за январь - август 1999 года в сумме 288206 рублей 00 копеек и начисленных пеней по этому налогу в сумме 200343 рублей 21 копейки; неполной уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за первое полугодие 1999 года в сумме 10642 рублей 50 копеек и начисленных пеней по этому виду налога в сумме 1007 рублей 32 копеек; неполной уплаты земельного налога в сумме 9642 рублей 57 копеек и начисленных пеней по данному налогу в размере 34279 рублей 61 копейки и неполной уплаты налога на прибыль в сумме 616980 рублей 00 копеек и начисленных по этому налогу пеней в размере 141263 рублей 74 копеек.

Решением от 10.05.2000 исковые требования удовлетворены частично. Решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Эжвинскому району г. Сыктывкара от 10.02.2000 N 197 признано недействительным в части взыскания 18800 рублей налога на добавленную стоимость и 45982 рублей 08 копеек пеней по нему, а также 9642 рублей 57 копеек земельного налога и начисленных 7948 рублей 21 копейки пеней. В удовлетворении остальной части в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 10.07.2000 решение оставлено без изменения.

Не согласившись с выводами суда, открытое акционерное общество “Комистройтранс“ обжаловало принятые решение и постановление в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа со ссылкой на неправильное применение судом статей 54, 55, 87 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта
2 статьи 8 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“, пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“. В связи с этим заявитель просит судебные акты в обжалуемой части отменить, исковые требования удовлетворить.

Позицию, изложенную в жалобе, представитель предприятия подтвердил в судебном заседании.

Отзыв на кассационную жалобу не поступал.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Эжвинскому району, надлежаще извещенная о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя для участия в судебном процессе не направила.

Правильность применения Арбитражным судом Республики Коми норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, с 31 августа по 25 октября 1999 года Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Эжвинскому району г. Сыктывкара была проведена выездная комплексная налоговая проверка открытого акционерного общества “Комистройтранс“ по соблюдению законодательства о налогах и сборах (по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налогов, поступающих в дорожные фонды, налога на добавленную стоимость, налога на имущество и других налогов и сборов) за период с 1 июля 1997 года по 30 июня 1999 года, по результатам которой составлен акт проверки от 10.12.1999 и вынесено решение от 10.02.2000 N 197.

Общество не согласилось с решением от 10.02.2000 в части взыскания сумм налогов и пени в размерах, перечисленных выше.

Обосновывая исковые требования, предприятие указало на нарушение статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившееся в неправомерном проведении проверки за 1-е полугодие 1999 года, так как, по его мнению, проверка возможна только
за полный год. Несмотря на частичное признание инспекцией доводов налогоплательщика, оформленное решением от 05.05.2000 N 02-08, открытое акционерное общество “Комистройтранс“ обжаловало доначисление налога на добавленную стоимость и пеней по нему в полном объеме, указанном в решении от 10.02.2000 N 197, ссылаясь на его фактическую уплату путем проведения взаимозачетов со своими контрагентами.

Рассмотрев исковые требования предприятия, суд сослался на статью 87 Налогового кодекса Российской Федерации и признал правомерным проведение проверки за 1-е полугодие 1999 года.

Суд также признал решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Эжвинскому району г. Сыктывкара от 10.02.2000 N 197 недействительным в части взыскания 18800 рублей налога на добавленную стоимость и 45982 рублей 08 копеек пеней по нему, а также земельного налога в объеме исковых требований. В признании недействительным решения от 10.02.2000 N 197 о взыскании 59500 рублей налога на добавленную стоимость отказано, так как решением налогового органа от 05.05.2000 N 02-08 предприятие было освобождено от уплаты указанной суммы.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.

Согласно статье 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующие проведению проверки. Поэтому довод заявителя о возможности проведения проверок только по итогам хозяйственного года несостоятелен.

Что касается спора по налогу на добавленную стоимость, то Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Эжвинскому району г. Сыктывкара самостоятельно своим решением от 05.05.2000 N 02-08 снизила сумму налога, подлежащую уплате, до 18800 рублей. Причем в
названном решении указано, что снижение сумм налога произведено именно по периодам, указанным в решении от 10.02.2000 N 197. Поэтому в признании первоначального решения недействительным в части взыскания 59500 рублей налога на добавленную стоимость было правомерно отказано в связи с отсутствием предмета спора.

Вместе с тем кассационная инстанция считает необходимым разъяснить, что, в случае возникновения спора по уплате зачтенной суммы налога на добавленную стоимость, судебные акты по настоящему делу имеют преюдициальное значение в соответствии с частью 2 статьи 58 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя кассационной жалобы в сумме 417 рублей 45 копеек.

Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.05.2000 и постановление от 10.07.2000 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-1261/00А оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества “Комистройтранс“ - без удовлетворения.

Расходы по государственной пошлине отнести на открытое акционерное общество “Комистройтранс“.

Взыскать с расчетного счета открытого акционерного общества “Комистройтранс“ в доход федерального бюджета 417 рублей 45 копеек государственной пошлины по кассационной жалобе. Исполнительный лист выдать Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Эжвинскому району г. Сыктывкара.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

БАЗИЛЕВА Т.В.

Судьи

ЕВТЕЕВА М.Ю.

ЧИГРАКОВ А.И.