Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.06.2000 N А29-1073/99 Суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании финансовых санкций по страховым взносам, т.к. в проверяемый период ответчик не имел задолженности перед фондом социального страхования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО - ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке

законности и обоснованности решений

(определений, постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 1 июня 2000 года Дело N А29-1073/99“

Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в составе: председательствующего Чигракова А.И., судей: Бердникова О.Е., Масловой О.П., при участии представителя ответчика: Граб О.П., доверенность от 10.01.2000 N 100, рассмотрев в заседании кассационную жалобу Фонда социального страхования Республики Коми на постановление апелляционной инстанции от 13.03.2000 по делу N А29-1073/99 Арбитражного суда Республики Коми, судьи: Баублис С.Л., Борлакова Р.А., Полицинский В.Н.,

УСТАНОВИЛ:

Фонд социального страхования Республики Коми обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском к открытому акционерному обществу “Сыктывкарский
лесопромышленный комплекс“ о взыскании финансовых санкций по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 482000 рублей.

Решением суда от 20.01.2000 иск удовлетворен частично, в фонд социального страхования взыскан штраф в сумме 5205 рублей 60 копеек. В остальной части иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции решение отменено, в иске отказано полностью.

Не согласившись с принятым постановлением, Фонд социального страхования Республики Коми обратился в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.

Заявитель считает, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, а именно: статьи 44, 122 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 13 Федерального закона “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год“, Федерального закона “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“, статьи 236, 237 Кодекса законов о труде Российской Федерации.

По мнению заявителя, фонд применил к предприятию финансовые санкции правомерно, так как ответственность согласно пункту 7.11 Инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации от 02.10.96 N 07-1-07, наступает не только за неперечисление страховых взносов, но и за их неначисление.

ОАО “Сыктывкарский лесопромышленный комплекс“ отзыв на кассационную жалобу не представило.

Представитель акционерного общества в судебном заседании против доводов заявителя возразил, указав на законность постановления апелляционной инстанции.

Правильность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго - Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Сыктывкарским отделением фонда социального
страхования Республики Коми проведена проверка правильности начисления, полноты и своевременности перечисления и расходования средств фонда социального страхования базы отдыха “Эжва“ управления соцкультбыта ОАО “Сыктывкарский лесопромышленный комплекс“ за период с 1994 года по первый квартал 1998 года.

В результате проверки установлено, что страховые взносы не начислены на фонд оплаты труда работников базы отдыха “Эжва“ за апрель - декабрь 1994 года - 14488 рублей 34 копейки, январь - декабрь 1995 года - 51489 рублей 80 копеек, июль - декабрь 1996 года - 41444 рубля 83 копейки, январь - декабрь 1997 года 133576 рублей 65 копеек. В главной книге и в отчете формы 4 Фонда социального страхования Российской Федерации начисление страховых взносов на фонд оплаты труда не отражалось. Таким образом, фонд оплаты труда был занижен на 240999 рублей 65 копеек. Неуплаченная сумма взносов составила 13014 рублей.

Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от 07.04.98 N 608, на основании которого фонд в соответствии с Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств социального страхования применил финансовые санкции в виде взыскания заниженной оплаты труда в сумме 241000 рублей и штрафа в этой же сумме.

Ввиду несогласия плательщика взносов с начисленными ему санкциями, фонд обратился с иском в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя иск, исходил из того, что правонарушения со стороны ответчика имели место в период с 1994 года по 1998 год и согласно пункту 2 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации с него подлежали взысканию штрафные санкции в размере 40 процентов от неуплаченной суммы, что составляет 5205 рублей 60 копеек.

Апелляционная инстанция, отменяя решение, учла
то обстоятельство, что в проверяемый период предприятие не имело задолженности перед фондом социального страхования, в то же время фонд имел задолженность перед предприятием по средствам социального страхования.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.

Пунктом 7.11 Инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации от 02.10.96 N 07-1-07, предусмотрено, что к страхователям, нарушающим установленный порядок начисления, перечисления средств государственного социального страхования, применяются финансовые санкции в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в Фонд суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы.

Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации с 18.08.99 действует в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ. Согласно статье 9 Кодекса органы государственных внебюджетных фондов введены в состав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, их полномочия приведены в статье 34.1 Кодекса.

Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ N 147-ФЗ имеет дату 31.07.1998, а не 31.01.1998.

Из указанного следует, что в силу статьи 7 Федерального закона от 31.01.98 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ специальные законодательные акты по внебюджетным фондам продолжают действовать в отношении установления объектов налогообложения, порядка исчисления сборов и сроков их уплаты. В остальной части их положения применяются только в тех случаях, если они не противоречат части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно
пункту 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц, имеют обратную силу.

Таким образом, Арбитражный суд Республики Коми правомерно посчитал, что к плательщику страховых взносов не могут быть применены финансовые санкции, предусмотренные пунктом 7.11 Инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования.

Апелляционная инстанция сделала правильный вывод о том, что ОАО “Сыктывкарский лесопромышленный комплекс“ должно быть освобождено от ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 Инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования страхователями являются юридические лица. В случаях, когда расчеты по заработной плате работников производятся централизованными бухгалтериями, регистрации в качестве страхователя подлежит организация, структурным подразделением которой является централизованная бухгалтерия.

В рассматриваемом случае в качестве страхователя выступало ОАО “Сыктывкарский лесопромышленный комплекс“ как юридическое лицо, а не принадлежащая ему база отдыха “Эжва“. ОАО “Сыктывкарский лесопромышленный комплекс“ начисляло и уплачивало взносы в фонд социального страхования со всего фонда оплаты труда.

Пунктом 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

Из расчетных ведомостей, выписок из главной книги предприятия по средствам фонда социального страхования следует, что в проверяемый период с учетом доначисленных фондом страховых взносов ОАО “Сыктывкарский лесопромышленный комплекс“ не имело задолженности перед Фондом социального страхования. В то же время фонд имел задолженность перед предприятием по средствам социального
страхования.

Учитывая изложенное, применение финансовых санкций к плательщику страховых взносов являлось неправомерным.

Вопрос о распределении расходов по делу не рассматривался ввиду освобождения фонда социального страхования от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Арбитражного суда Республики Коми от 13.03.2000 по делу N А29-1073/99 оставить без изменения, а кассационную жалобу Фонда социального страхования Республики Коми - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

ЧИГРАКОВ А.И.

Судьи

БЕРДНИКОВ О.Е.

МАСЛОВА О.П.