Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.1999 N А43-5618/98-21-182 К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО - ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке

законности и обоснованности решений

(определений, постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 18 июня 1999 года Дело N А43-5618/98-21-182“

Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в составе: председательствующего Князевой Г.А., судей: Апряткиной Г.С., Кирсановой Е.Н., при участии представителей истца - Королева С.Ю., доверенность N 79 от 14.07.98, Чуланникова Н.В., доверенность N 77 от 14.07.98, ответчика - Годяев А.Г., доверенность N 1 юр от 01.06.99, 3-и лица: Нижегородская таможня - Преображенский В.В., доверенность от 25.12.98 “Норси - Ойл“, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Нижегороднефтеоргсинтез“, г. Кстово, на постановление от 01.03.99 по делу N
А43-5618/98-21-182 Арбитражного суда Нижегородской области, судьи: Моисеева И.И., Баландин Б.А., Ланда Р.М.,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Нижегороднефтеоргсинтез“ (в дальнейшем АО “Норси“) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к закрытому акционерному обществу “Торгово - финансовой компании “Альбатрос“ о признании недействительным соглашения о переводе долга от 08.12.97 N 119/97 на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне истца в деле участвует открытое акционерное общество “Нефтяная компания “Норси - Ойл“ (в дальнейшем - ОАО НК “Норси - Ойл“).

Согласно требований статьи 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьим ответчиком к участию в деле привлечена Нижегородская таможня.

Решением от 21.12.98 исковые требования удовлетворены на основании статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд указал, что соглашение о переводе долга N 119/97 от 08.12.97 является ничтожным, поскольку основывается на ничтожных соглашениях по уступке требования о взыскании таможенных платежей от 17.07.96 N 2 и от 17.03.97 N 11.

Постановлением апелляционной инстанции от 01.03.99 решение оставлено без изменения. Однако суд уточнил мотивировочную часть решения и указал, что соглашение от 17.03.97 N 11 является ничтожным только в части пунктов 1 и 3.

При этом суд руководствовался статьей 180 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав, что отгрузка нефтепродуктов, предусмотренная пунктом 2 данного соглашения, является самостоятельной сделкой, которая реально осуществлена.

АО “Норси“ не согласилось с уточнением мотивировочной части решения и обратилось с кассационной жалобой, в которой указало на неправильное применение судом статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Все условия соглашения от 17.03.97 N 11 были неразрывно связаны между собой, ибо уступка требования имела целью получение реальных денежных средств для
уплаты таможенных платежей путем поставки нефтепродуктов.

Поэтому признание пункта 2 соглашения самостоятельной сделкой необоснованно.

В уточнении к кассационной жалобе заявитель не согласился и с выводом апелляционной инстанции о том, что по действительной части сделки кредитором по отношению к ЗАО ТФК “Альбатрос“ является АО “Норси“, а не ОАО НК “Норси - ОЙЛ“.

По мнению заявителя, следует исходить из того, что отпуск нефтепродуктов производился в рамках договора N 970 318 - 1 ТАМ, поэтому АО “Норси“ не может быть кредитором ЗАО “ТФК “Альбатрос“.

Одновременно с жалобой заявлено ходатайство о восстановлении срока на ее подачу.

Руководствуясь статьей 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит причины пропуска уважительными и восстанавливает данный срок.

В заседании АО “Норси“ поддержало доводы кассационной жалобы и уточнения к ней. Кроме того, пояснило, что предъявляя исковое заявление о признании ничтожной сделки о переводе долга от 08.12.97 N 119/97, оно ошибочно указало себя кредитором, а не лицом, чьи интересы были нарушены ничтожной сделкой.

В связи с этим имела место неправильная ссылка на статью 391 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В свою очередь ОАО НК “Норси-Ойл“ просило оставить постановление апелляционной инстанции от 01.03.99 в силе как соответствующее нормам материального права.

Представитель ЗАО “ТФК “Альбатрос“ в своем выступлении указал, что дело подлежит передаче на новое рассмотрение, поскольку имело место изменение предмета и основания иска.

Нижегородская таможня выразила согласие с постановлением апелляционной инстанции.

В соответствии со статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании объявлялся перерыв до 13 часов 18.06.99.

Правильность применения норм материального и процессуального права Арбитражным судом Нижегородской области по делу N А43-5618/98-21-182 проверена кассационной инстанцией в порядке, предусмотренном статьями 172 - 177
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав полномочных представителей сторон, суд находит жалобу в части неправильного уточнения мотивировочной части решения постановлением апелляционной инстанции от 01.03.99 по соглашению от 17.03.97 N 11 обоснованной.

Как следует из материалов дела, ЗАО “ТФК “Альбатрос“ и ЗАО “Концерн “Альбатрос“ 08.12.97 заключили соглашение N 119/97 о переводе долга по погашению задолженности АО “Норси“ по таможенным платежам.

Данной сделке предшествовали соглашения от 17.07.96 N 2 и от 17.03.97 N 11, в силу которых Нижегородская таможня уступила право требования взыскания таможенных платежей с АО “Норси“ закрытому акционерному обществу “ТФК “Альбатрос“.

Так, по соглашению от 17.07.96 N 2 Нижегородская таможня уступила право требования таможенных платежей в сумме 6 миллиардов рублей с последующим их перечислением на счет таможни.

В целях получения реальных денег для расчетов с Нижегородской таможней за импортное оборудование этим же соглашением АО “Норси“ обязалось передать ЗАО “ТФК “Альбатрос“ 12 штук векселей на сумму 6 миллиардов рублей, а затем произвести отгрузку нефтепродуктов предъявителям этих векселей.

Оплата за нефтепродукты должна была погасить задолженность за таможенные платежи.

По соглашению от 17.03.97 N 11 Нижегородская таможня уступила право требования таможенных платежей в сумме 25 миллиардов рублей с АО “Норси“ ЗАО “ТФК “Альбатрос“ с последующим их перечислением на счет таможни.

В целях получения реальных денег для расчетов с Нижегородской таможней за импортное оборудование этим же соглашением ОАО НК “Норси - Ойл“ обязалось отгрузить нефтепродукты на вышеуказанную сумму в адрес получателей, указанных ЗАО “ТФК “Альбатрос“.

В силу части 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной
стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Отношения таможенного органа и акционерного общества являются таковыми, поэтому к ним в соответствии с частью 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство не применяется.

Следовательно соглашения об уступке требования от 17.07.96 N 2 и от 17.03.97 N 11 в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожны, ибо не соответствуют закону.

Более того, из вышеупомянутых соглашений и договора от 01.12.97 N 397 о порядке погашения задолженности АО “Норси“ по таможенным платежам в федеральный бюджет, заключенного между теми же сторонами, следует, что ЗАО “ТФК “Альбатрос“ производит Нижегородской таможне погашение задолженности по вышеуказанным платежам.

Таким образом, переуступивший право требования кредитор из обязательства не выбывает. Оставаясь правообладающим лицом, он изменяет лишь фактический источник получения долга.

Между тем, согласно параграфу 1 главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации уступка требования предполагает безусловную замену лиц в обязательстве.

В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью и недействительна с момента ее совершения.

Учитывая, что оспариваемое соглашение от 08.12.97 N 119/97 о переводе долга с ЗАО “ТФК “Альбатрос“ на ЗАО “Концерн “Альбатрос“ было основано на ничтожных сделках об уступке требования, оно правомерно признано судом ничтожным на основании пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность сделки не влечет недействительность прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Из
текста соглашения от 17.03.97 N 11 следует, что целью его заключения было погашение обязательств АО “Норси“ по таможенным платежам перед Нижегородской таможней на 25 миллиардов рублей.

Именно на эту сумму пунктом 2 соглашения предусмотрена поставка нефтепродуктов ОАО НК “Норси-Ойл“ в адрес ЗАО “ТФК “Альбатрос“ и предусмотрено погашение обязательств АО “Норси“ перед таможней.

Поставка нефтепродуктов должна была обеспечить поступление реальных денежных средств для расчетов с таможней.

Таким образом, отгрузка нефтепродуктов производилась в целях реализации схемы оплаты таможенных платежей и являлась неотъемлемой частью всего соглашения.

Недостижение цели соглашения в связи с его ничтожностью влечет ничтожность всех его условий.

Теоретическая возможность самостоятельной поставки нефтепродуктов без учета общей цели участников сделки противоречит требованиям статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поэтому применение этой нормы судом в отношении пункта 2 соглашения от 17.03.97 N 11 следует признать ошибочным.

Ничтожность соглашения от 17.03.97 N 11 в целом влечет за собой необоснованность признания АО “Норси“ кредитором ЗАО “ТФК “Альбатрос“ по поставке нефтепродуктов, ибо по условиям вышеуказанного соглашения АО “Норси“ является должником Нижегородской таможни.

Ссылка ОАО НК “Норси-Ойл“ на частичное фактическое выполнение обязательств по поставке нефтепродуктов в рамках ничтожного соглашения не является основанием признания в этой части сделки действительной, ибо отгрузка производилась во исполнение условий ничтожного соглашения и представляет собой его неотъемлемую часть. Наличие между АО “Норси“ и ОАО НК “Норси-Ойл“ взаимоотношений по расчетам за услуги по переработке нефти также не дает оснований для рассмотрения поставки нефтепродуктов по соглашению от 17.03.97 N 11 в качестве самостоятельной действительной сделки.

Возражение ЗАО “ТФК “Альбатрос“ о том, что суд не рассмотрел спор по существу, и поэтому следует направить дело на новое
рассмотрение, отклоняется как необоснованное.

Предметом данного спора является требование о признании соглашения о переводе долга от 08.12.97 N 119/97 недействительным.

Основание иска - это обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение исковых требований. Ни предмет, ни основание иска истцом не изменялись, и суд за пределы исковых требований при рассмотрении спора не вышел.

В связи с этим нарушений норм процессуального права допущено не было.

Согласно статье 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по рассмотрению кассационной жалобы в связи с ее удовлетворением относятся на ОАО НК “Норси-Ойл“.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 172, 174, частью 4 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

внести изменение в мотивировочную часть постановления апелляционной инстанции от 01.03.99 по делу N А43-5618/98-21-182:

исключить абзацы 6, 12, 13, касающиеся признания соглашения от 17.03.97 N 11 частично действительным, а АО “Норси“ - кредитором по отношению ЗАО “ТФК “Альбатрос“, в остальной части решение от 21.12.98 и постановление апелляционной инстанции от 01.03.99 по делу А43-5618/98-21-182 оставить без изменения.

Взыскать с расчетного счета ОАО “Норси-Ойл“ в пользу ОАО “Нижегороднефтеоргсинтез“ расходы по государственной пошлине в сумме 834 рублей 90 копеек.

Исполнительный лист выдать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

КНЯЗЕВА Г.А.

Судьи

АПРЯТКИНА Г.С.

КИРСАНОВА Е.Н.